Корабельная сторона
Номер от 4 ноября 2010 г.

«Победим - хорошо, не победим - пойдем работать дальше…»
В прошлых выпусках «Корабельной стороны» мы знакомили вас с точкой зрения главы ОСК Романа Троценко на ключевые, как нам показалось, проблемы, которые стоят сегодня перед объединенной корпорацией.

Сегодня, завершая этот цикл, мы не могли обойти стороной вопрос покупки Россией у Франции вертолетоносца «Mistral» - уж очень много об этом пишут СМИ. Свой взгляд на этот вопрос Роман Викторович сформулировал в интервью газете «КоммерсантЪ»:

- Во-первых, покупка больших десантных кораблей за рубежом — дело для России и СССР не новое. Масса таких кораблей строилась, например, в Польше, поэтому нельзя говорить, что привлечение иностранных партнеров к этому вопросу — это катастрофа. Во-вторых, судно это относительно просто — транспорт¬ное средство с азиподными двигателями, по сути, грузопассажирский паром. При его строительстве разумно использовались технологии и опыт гражданского судостроения. Говорить, что Россия не может построить такой тоннаж,— это неправда, мы можем это делать в приемлемые сроки и по конкурентоспособной цене. Как мы уже говорили, это примерно 30 месяцев строительства, стоимость в зависимости от комплектации по системам связи и вооружениям — это от 500 млн до 700 млн долларов без вертолетной техники и десантных судов. Адмиралтейские верфи могут одновременно строить четыре таких судна, «Янтарь» — два, на Дальнем Востоке мы можем приступить к строительству такого судна весной следующего года, когда закончим строительство цеха металлообработки на «Звезде».

Другое дело системы связи и системы обработки информации — мы отстали и заинтересованы учиться в этих областях, приобретать технологии и нарабатывать опыт. Это даже не совсем судостроение и пока в ОСК не представленный сегмент. Мы хотим найти партнеров, которые добились успеха в этом направлении. Франция для этого подходящий партнер. Совместное производство — оптимальное решение. Я не о деньгах, просто, когда вы покупаете что-либо в магазине, у вас не прибавляется никаких умений в руках и знаний в голове. Только пропустив через себя, можно освоить что-то новое.

В целом нам кажется, Мин¬обороны заняло верную позицию, когда решило объявить тендер на поставку подобного корабля. Это профессионально, ведь данный класс кораблей выпускается многими странами, есть несколько конкурирующих друг с другом проектов. Есть испанский «Juan Carlos», есть голландский проект «Johan de Witt», есть корейский «Dokdo». Говорить о том, что «Mistral» среди них, очевидно, самый лучший, сложно. Самое страшное для заказчика — влюбиться в конкретный корабль.

Наконец, прямая покупка подобного судна является самой простой формой военно-технического сотрудничества. При размещении подобного заказа в целом ряде стран обычным требованием является тендер, не говоря уже о том, что в Индии или Вьетнаме обязательным условием является создание СП с национальным игроком. Есть еще одна форма сотрудничества — продажа лицензии. Стран, которые покупают корабли напрямую, уже практически не осталось. Давайте дождемся тендера, чтобы комментировать его результаты. Победим — хорошо, не победим — расстроимся, утремся и пойдем работать дальше. В любом случае сам факт проведения тендера — это плюс, причем для Минобороны. Ведение таких переговоров без тендера всегда приводит к повышению цены. И потом, вся история с «Mistral» все равно пошла нам на пользу. Пока он стоял пришвартованный в Петербурге, мы постарались прогнать через него всех генеральных директоров, всех главных конструкторов наших верфей, чтобы они посмотрели, что из себя вообще представляют подобные суда, как соприкасаются гражданское и военное судостроение. Как результат, мы договорились с Военно-морским флотом о вещи, невероятной еще вчера, — возможности использования гражданских технологий в строительстве военных кораблей. По сути, речь идет об отказе военных использовать советские требования стандартов и техрегламентов. О каком современном судостроении можно было вести речь, если по существовавшим нормам, утвержденным в семидесятых, например, переговорное устройство, по-нашему эбонитовый телефон, должно выдерживать нагрузку в 100G, быть взрывозащищенным и выдерживать температуру 400 градусов Цельсия. Вопрос, кто по нему будет разговаривать при такой температуре. Это все уже меняется. Мы возобновили проведение научно-технических советов совместно с ВМФ. И судостроителям, и военным морякам хочется построить корабли, которыми можно было бы гордиться. Мы понимаем эту задачу одинаково.

Подготовил Олег ХИМАНЫЧ, заместитель главного редактора