Корабельная сторона
Номер от 28 октября 2010 г.

Росатом поработает с отработанным
Гражданские ядерщики - военным морякам: отдайте функции

 Путь ядерного топлива из реакторного отсека до завода-переработчика долог и опасен. Лучше отдать все в единые руки. Фото: international.gc.ru
Путь ядерного топлива из реакторного отсека до завода-переработчика долог и опасен. Лучше отдать все в единые руки. Фото: international.gc.ru

Специалисты из ОКБМ Африкантова выступили с предложением «оптимизировать систему обращения с отработавшим ядерным топливом». Нижегородское бюро действительно хорошо известно еще с тех пор, когда его коллектив участвовал в создании отечественных корабельных атомных энергетических установок. Сейчас ОКБМ входит в систему основных предприятий Росатома и, как выясняется, нацелилось на проблему обращения с ядерным топливом. В ходе V Международного ядерного форума «Безопасность ядерных технологий - стратегия и экономика безопасности» (он проходил в Санкт-Петербурге) ОКБМ предложило «забрать из-под управления Военно-морского флота» эти функции.

РЕЗОН в этом есть, считают специалисты в области атомной энергетики. Бюро уже многие годы работает над проблемой утилизации ядерных отходов, на предприятии действует центр подготовки специалистов по обращению с ними, а самое главное, нижегородцы вместе с подведомственными Росатому предприятиями уже участвуют во всех стадиях работы с ядерным топливом. Исключение составляет лишь тот отрезок технологической цепочки, когда топливо, будучи выгруженным из реакторов АПЛ, отправляется в переработку. Эти работы до последнего времени вели военные моряки и персонал судоремонтных заводов. Получается, на пути ядерного топлива из реакторов до завода-переработчика несколько «самостоятельных исполнителей». Отсюда и возник вопрос: не лучше ли избежать возможных рассогласований, унифицировать транспортно-технологическую схему, ввести систему с единым оператором и надзором?

Есть и другой довод, который широко не обсуждается. Это развал атомного подводного флота России, уход в отставку достаточно опытных специалистов. Рисковать же в работе с ядерным топливом – очень опасное занятие.

Гражданские специалисты Росатома уже называют операции с отработавшим ядерным топливом «несвойственными ВМФ функциями» и призывают максимально использовать технологические возможности Атомфлота с обучением персонала в центре ОКБМ. Слабые возражения все же имеются: «Но ведь в предыдущие десятилетия военные моряки работали…» Резонный им ответ: «Так ведь и флот был совсем иным».

Александр ПУТНИКОВ