Корабельная сторона
Номер от 14 октября 2010 г.

Канувшие у Канина
Еще раз о кораблекрушении архангельского теплохода «Варнек»

 Канин – место, где оборвались многие корабельные судьбы. Фото из архива Олега Химаныча
Канин – место, где оборвались многие корабельные судьбы. Фото из архива Олега Химаныча

Произошло оно три месяца тому назад, а отголоски трагедии слышны и сегодня. Обывателя эта история держит трагичностью случившегося – погибли люди, в том числе и пассажиры. Специалисты строят версии – что могло произойти с людьми и судном в штормовой период с 23 по 26 июля?

УЖЕ ОБНАРОДОВАНО заключение комиссии о причинах катастрофы. Хотя на многие вопросы она так и не ответила, уже названы виновные, возбуждено административное производство, уголовное дело. Мы же зададимся вопросом: как вообще эта катастрофа с исчезновением людей могла произойти в наше время, когда мир буквально опутан сетью спасательных служб, а происходящее в Мировом океане отслеживается даже из космоса?

Плоды русской «демократии»

Народ наш, как теперь выясняется, уже с конца 80-х не шибко отягощающий себя чтением книг и размышлениями, воспринял «горбачевскую демократию» как некую вседозволенность. А всеобщий развал, забрезживший перед страной, в первую очередь сказался там, где невозможно без жесткой дисциплины. Морской флот – одна из таких сфер. Не потому ли ЧП на Белом море и в других водах с судами Северного пароходства посыпались одно за другим?

В ночь на 8 мая 1989-го при навале на опору строящегося автомобильного моста в Архангельске затонул грузовой теплоход «Спартак» - двое погибших. 11 декабря 1989-го на теплоходе «Советский моряк» - предупредительная двухчасовая забастовка в ответ на политические призывы депутатов съезда Советов. И это при следовании судна в ледовом канале! (Вовсе не удивительно, что многие из моряков пароходства впоследствии забастовку осудили. – Прим. О.Х.) 28 января 1990-го в Норвежском море смыло за борт матроса теплохода «Пионер Северо¬двинска». 15 ноября 1991-го теплоход «Ленинградский ополченец» с полного хода налетел на мель – от усталости уснул вахтенный штурман. 16 августа 1992-го с борта «Николая Емельянова», шедшего у Нордкапа, исчез матрос-газосварщик. Через месяц – пьянка на «Пионере Молдавии» - пропал в море старший электрик. Еще через месяц в рейсе исчез второй помощник капитана теплохода «Механик Ярцев». Аналогичные случаи, между прочим, были зарегистрированы и с архангельскими моряками, ушедшими к тому времени «под чужой флаг». 5 июля 1995-го в Персидском заливе в результате взрыва, а причины его до сих пор не расследованы, затонул теплоход «Капитан Сахаров», погибли двое. 8 декабря того же года на выходе из Антверпена из-за смещения палубного груза получил аварийный крен и завалился на берег теплоход «Пионер Онеги»…

15 октября 1993-го близ Зимней Золотицы при вы¬грузке, по слухам, ворованного топлива, затонул теплоход «Ровдино», уже частной компании. Погибли три человека, плюс экологическое ЧП.

Наконец, северодвинцы, должно быть, помнят, как в 1995-м в Белом море бесследно исчез бывший малый сейнер «Изумруд». В экипаже его - моряки из нашего города. Сунулись они к Терскому берегу на свой страх и риск - по осени, игнорируя метеопрогнозы и «забыв», что у их суденышка подгнившие низы залиты цементом - «чтоб не текло». А ведь в таких случаях достаточно одного удара крутой волны, чтобы мгновенно и целиком отвалилось днище. Людей, как и остатков «Изумруда», так и не нашли.

Однако о чем тогда, может быть впервые, заговорили? О том, что, разбазарив государственный флот по мелким частным фирмочкам, либеральные реформаторы экономики сотворили многие трагедии будущего, ведь сразу же после их «разлюли-малины» упали уровни не только технической оснащенности флота, подготовки его кадров, инспекционного контроля, безопасности мореплавания, но и морской культуры в целом.

Не здесь ли надо искать причины того, что частник - владелец «Варнека» на 61 час (!) «опоздал» с оповещением поисково-спасательных служб о пропаже людей в штормовом море?

О людях не думали

Родственники погибших не верят в их смерть. Некоторые считают, мол, спасатели не там искали и не так старательно, как требовалось… Их можно понять – горе застилает разум. Меж тем поисковики обнаружили «Варнек» спустя считанные часы, как им дали команду поднять в воздух вертолет. Искали судно не только эмчээсники, но и моряки, летчики гражданской и военной авиации. Последним, кстати, и удалось обнаружить сорванные с судна спасательные плоты (к несчастью, пустые). Зону поиска очертили «с запасом», то есть учли возможную стихию ветров и течений. Поэтому людей искали и у Колгуева, и в южной части Чешской губы, и ровно столько, сколько принято в таких случаях. Но море Баренца таило тайну.

Выводы комиссии строги и косноязычны: судовладелец сознательно нарушил ограничения по району плавания в целях извлечения коммерческой выгоды… Выгода, конечно, была. Но есть и другое: «родное» государство, бросившее Север на произвол судьбы еще во времена реформаторства Егора Гайдара. Кому с тех пор достались грузы северного завоза, без которых зимой в Заполярье человеку смерть?! Ведь государство тогда махом уничтожило свой каботажный флот, отдав все взращенному им рисковому частнику на хлипких суденышках. О людях «реформаторы» не думали.

Капитан «Варнека» взял в злополучный рейс пассажиров, в том числе семью с младенцем. Делать это за¬прещено категорически. Получается, капитан грубо нарушил правила, а еще и принял грех на душу – сам погиб и «нелегалов» за собой потянул. А семья та добиралась в Индигу, куда нынче авиация почти не ходит, а если и летает, то цена билета подъемна лишь для толстосума. Раньше – другое дело: «аннушки» из Васьково и Нарьян-Мара, а то и попутные вертолеты, летали в прибрежные поселки регулярно, и покупка билета не превращалась в материальную проблему. Так, может, не о наживе тут речь?! Может, дрогнуло сердце у капитана, вот и взялся он доставить семью в Индигу без нынешнего «аэрофлотовского комфорта»?

Во многом, что сопрягается теперь с деталями катастрофы «Варнека», жизнь нынешней России, разбитая, неустроенная, жестокая…

Забыли об этике

В заключение, хоть и досадно, и неприятно, но недоброе слово о журналистской братии. Морская тема очень специфична, ее надо знать. Но ведь для журналиста, который ею не владеет, нет ничего зазорного в том, чтобы уточнить или же переспросить, если не на пресс-конференции, то после нее. Когда дело касается кораблекрушения с гибелью людей, тем паче нужно быть и точным, и тактичным. К сожалению, в случае с катастрофой «Варнека» многие сотрудники СМИ будто забыли о правилах профессиональной этики. И неточностями грешили, и откровенной глупости написали немало. Чего стоит, например, путаница Белого моря с Баренцевым?! Такое при свободном хождении карт Архангельской области крупного масштаба, простите, еще надо суметь!

Более всех «отличились» журналисты «АиФ» в Архангельске». В газете за № 31 на первой полосе в материале о гибели «Варнека» - масса фактических ошибок и неточностей, только в первом абзаце сразу три ляпа, когда события описываются буквально (!) с точностью до наоборот. И далее ляпы, а еще и нелепости по части морского лексикона: «судно за¬плыло в неположенное место», «судно пошло на волну боком»… По этому поводу один из читателей на сайте «Корабельной стороны» справедливо заметил: «Журналисты много говорят о своем праве на информацию, но еще чаще забывают о своих обязанностях и праве читателей на достоверность и грамотность материала». Возразить ему нечего.

Окрестности острова Корга, на чей берег Баренцево море выбросило «Варнек», имеют скверную репутацию – гнилое место, так о нем говорят. Лоция строжит судоводителя: «обходить мыс рекомендуется даже в ясную погоду», «бухта непригодна для укрытия из-за подводных камней», «идти можно только при знании района»…

Помнится, в начале 80-х в шести милях от юго-восточной оконечности острова Корга на малой воде обнажались бурые искореженные остатки затонувшего судна. Они были напоминанием о катастрофе века минувшего. А теперь вот стали еще и памятником кораблекрушению «Варнека». Уже в новом веке.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк, заместитель главного редактора

Тел. 50-80-12