Корабельная сторона
Номер от 7 октября 2010 г.

Крылья «Викрамадитьи»
На Севмаше продолжается переоборудование авианосца для ВМС Индии. На его борту может разместиться большое количество единиц авиатехники. Какие работы ведутся для того, чтобы корабль мог обеспечивать взлеты и посадки?

В группе авиационно-технических средств корабля строитель Андрей Чебровский исполняет обязанности ответственного сдатчика. В его ведении находятся системы авианосца, обеспечивающие взлет и посадку самолетов, а также их техническое обслуживание. В ангаре авианосца оборудуются устройства для перемещения крылатых машин, платформа для их подъема на палубу. Идут работы и на взлетной полосе. На ней размещены стартовые удерживающие устройства и тросы аэрофинишеров, помогающие снизить скорость при посадке.

Андрей Чебровский пришел на Севмаш в начале девяностых годов, а на авианосце работает с января позапрошлого года. «Когда в первый раз я увидел взлетную полосу, она была загромождена оборудованием, материалами, трамплин был не до конца сформирован. Хотелось, чтобы все преобразилось», – говорит он. Благодаря стараниям инженеров и рабочих теперь здесь все по-другому.

В большой ангар, расположенный на одной из палуб корабля, вмещается более двадцати единиц авиатехники. Здесь же параллельно расположены три специальных устройства для перевода крылатых машин на самолетоподъемники. Корабелы восстановили носовую платформу для поднятия самолетов, а кормовую, из-за того что ее конструкция существенно изменилась, сделали заново. Уже идет монтаж гидравлического оборудования для подъема, устанавливаются отремонтированные на нашем предприятии гидроцилиндры и другое оборудование.

Взлетная полоса корабля сложное техническое сооружение, оснащенное светосигнальным комплексом. На ней расположены три стартовых удерживающих устройства, фиксирующих самолет, пока он набирает необходимую тягу. В присутствии представителей Севмаша и индийских заказчиков они прошли два этапа испытаний. Сначала на заводе-изготовителе, затем, после монтажа одного из них, на «Викрамадитье». Испытания на корабле состоялись в конце августа и были успешными.

Самолет приземляется на авианосец со скоростью около двухсот сорока километров в час. После посадки важно быстро остановить его, так как длина посадочной полосы ограничена. Эту задачу решают аэрофинишеры – система тросов и специальных механизмов.

Через несколько месяцев корабль ждут швартовные испытания, работа всех систем будет проверена в действии по специальным методикам. Андрей Чебровский надеется, что они будут успешными.

Владимир ВАСИЛЬЕВ