Корабельная сторона
Номер от 7 октября 2010 г.

На первой позиции
Когда много работы, настоящей мужской работы, человек чувствует себя творцом

И будто крылья вырастают, несут его туда, где нужен, необходим. Так, думаю, ощущает себя Сергей Николаев.

Ведь он в главном стапельном цехе возглавляет участок, который востребован в самых «горячих точках», то есть на строительстве подводных лодок. Самых новейших, самых совершенных. И требующих от своих творцов полной выкладки ума и сил. Кажется, до сих пор не отошли Николаев и его коллеги от той атмосферы напряженных будней прошлого года и нынешнего лета, когда строилась и выводилась из эллинга атомная подводная лодка «Северодвинск». Говорит: «Помногу часов не выходили с корабля... давно так не выкладывались». Они и сейчас ведут на берегу достроечные работы.

Двадцатый участок особенный, многопрофильный – так исторически сложилось, говорят. Изначально он создавался как «участок первой позиции», в этом качестве функционировал до середины 90-х годов. Потом из-за трудностей на заводе с обеспечением работой в него вошли участки 25 и 11, которые имеют свою специфику: занимаются цеховой и стапельной оснасткой, изготовлением различных изделий. Так что есть здесь бригады производственных сборщиков, проверщиков, сборщиков трубчатых лесов, монтажа баллонов воздуха высокого давления, по изготовлению и обслуживанию стапелей, изготовлению вакуумных котлов. Одним словом, мастера на все руки, в основном занятые на заказах производства военной техники.

Один из таких трудовых фронтов, разделенный с участком 22, – атомная подводная лодка «Владимир Мономах». Работа, как всегда, ответственная. Сергей Анатольевич формулирует задачи сугубо официально: «Закрытие платежей гособоронзаказа 2010 года». Говорит, нет сомнений в достижении цели. Да и как иначе, если в коллективе собрана корабельная элита. Вернее, не собрана, а сохранена. На «Мономахе» работают четыре корпусных коллектива сборщиков-сварщиков, бригадиры которых прошли старую школу профессиональной закалки. На носовом блоке корабля трудится Александр Барахов, имеющий бригадирский стаж более тридцати лет, на других блоках заняты бригадиры Юрий Павлов, Владимир Пинчук, Николай Тощенко, ведет заказ старший мастер Андрей Верещагин – все вместе составляют костяк коллектива двадцатого участка. Николаеву с ними работать и легко, и ответственно. Исполняющий обязанности начальника цеха 55 Владимир Сыродубов признается: «Николаев - один из грамотнейших начальников участков. На него можно положиться в самом сложном деле. Если сказал, что сделает, значит, можно не беспокоиться». Этот сентябрь примечателен для него тем, что исполнилось 32 года с начала работы на стапеле. В 2002 году руководил выводом АПЛ «Дмитрий Донской», награжден почетной грамотой Федерального агентства по судостроению. В скором времени у участка 20 появится возможность работать на строительстве АПЛ «Казань». «Она закреплена за нами, – говорит Сергей Анатольевич. – Надеюсь, не за горами то время, когда мы вплотную займемся этим кораблем».

Надежда МОРОЗОВА