Корабельная сторона
Номер от 7 октября 2010 г.

Из рейса не вернулись
Обнародованы результаты расследования гибели теплохода «Варнек»

 Фото из архива Олега Химаныча
Фото из архива Олега Химаныча

На прошлой неделе служба по надзору в сфере транспорта сообщила о завершении расследования трагедии с судоходным лашкоутом «Варнек» в Баренцевом море.

Напомним, грузовой судоходный плашкоут «Варнек» попал в жестокий шторм, когда выполнял рейс по доставке грузов из Архангельска в портопункты Шойна, Кия - это на побережье Белого моря - и в порт Индига в Чешской губе Баренцева моря. На борту судна находились пять членов экипажа и четыре пассажира, в том числе восьмимесячный ребенок. Точное время катастрофы не установлено. Аварийный радиобуй в момент аварии по неизвестной причине не сработал, а когда судно не вышло на связь в установленное время, судовладелец не сообщал об этом спасателям более 60 часов, пытаясь собственными силами установить связь с экипажем. Поэтому поисковики развернули свои силы слишком поздно. 26 июля судно, перевернутое вверх дном, было обнаружено ими у берегов Канинского полуострова. При этом погиб 1 человек, 8 признаны пропавшими без вести.

Комиссия назвала имена тех, кто, по ее мнению, причастен к аварии. Директор ООО «Норд Вэй» Д.И. Яремчук с начала навигации заключал договоры на перевозку грузов в населенные пункты, расположенные в Чешской губе Баренцева моря, куда судоходные плашкоуты, подобные «Варнеку», из-за своих технических характеристик могли зайти только с нарушением установленных ограничений. Поэтому руководитель компании сознательно и неоднократно создавал угрозу безопасности плавания судна, жизни и здоровью людей. К тому же он осуществлял незаконную предпринимательскую деятельность, осуществляя перевозку пассажиров на судне. Он же задержал доклад о потере связи с судном, чем неоправданно затянул начало проведения поисковой операции.

Капитан плашкоута «Варнек» А.К. Курулюк не направил судно в место убежища, а продолжил рейс. У него были суточные прогнозы погоды и штормовые предупреждения, но он не принял мер по обеспечению безопасности плавания и нарушил район плавания, установленный для данного типа судов. Второе: он принял на борт «Варнека» пассажиров, что категорически запрещено.

Контролировать подготовку к рейсу и плавание «Варнека» должен был сотрудник компании «Норд Вэй» Н.П. Анфалов. Он не принимал мер ограничительного и предупредительного характера, оговоренных в Регистре.

По факту аварии плашкоута «Варнек» Северным управлением Госморречнадзора Д.И. Яремчук и Н.П. Анфалов привлечены к административной ответственности. Поданы документы в суд для приостановления действия лицензии на перевозку грузов морским транспортом компании «Норд Вэй». Возбуждено и уголовное дело. Материалы расследования направлены в Следственный комитет при Прокуратуре России по Архангельской области и НАО.

В следующем номере мы планируем вернуться к обстоятельствам этой трагедии в Баренцевом море.

Ярослав ВОЗНЕСЕНСКИЙ