Корабельная сторона
Номер от 30 сентября 2010 г.

Правильные решения принимать нетрудно
В августе на «Звездочку» для ремонта и модернизации прибыла очередная дизель-электрическая подводная лодка ВМС Индии. Как и для предыдущих представителей индийского подводного флота, на два года местом прописки субмарины «Синдуракшак» станет стапель цеха 10. О начале работ на иностранном заказе и других, не менее важных темах в разговоре с начальником этого цеха Игорем Цветковым.

- Игорь Юрьевич, лодка поставлена в цех, что конкретно на сегодняшний день уже сделано?

- Первый месяц для цеха оказался насыщенным. Сразу же после постановки заказа на стапельное место были смонтированы леса для осуществления дальнейших ремонтных работ. В сентябре завершилось освидетельствование материальной части корабля, также закончена подготовка под проведение огневых (сварочных, газорезательных) работ. Ремонтно-энергетический цех завершил монтаж систем освещения, пожаротушения и сигнализации, а также системы вентиляции; рабочие обеспечены средствами индивидуальной защиты. Все это передано в эксплуатацию и обслуживание цеху.

Продолжается демонтаж надстройки субмарины и находящегося там оборудования, выгружаем твердый балласт из килевой части заказа. Это займет еще и октябрь. В общем, идет подготовка к ремонту, так сказать, подготовительный этап перед основным, когда предстоит выгрузка оборудования, а затем дефектация корпуса. Заняты оба участка цеха: корпусный и монтажный Сергея Насонова и Валерия Карташова.

- Знаю, что для вас это не первое знакомство с «Варшавянками».

- Да. На «Синдугоше» я как специалист седьмого отдела (курирует ремонт и модернизацию иностранных заказов – А.Х.) начинал строителем по корпусной части, потом был назначен ответственным сдатчиком. После его передачи заказчику более года работал в Индии в период гарантийного обслуживания, а после возвращения был назначен ответственным сдатчиком уже следующей ПЛ - «Синдувиджай», предшественницы нынешней.

- Вот уже год вы в должности начальника цеха. Опыт минувших лет работы с такими же заказами помогает?

- Несомненно, хотя у сдатчика и начальника цеха разные функции. Помогает в чем: по себе знаешь матчасть, специфику работ, знаешь, кто за что отвечает, легче оперировать организацией работ, в том числе межцеховых. Поэтому правильные решения принимать не трудно.

- А другие из участников ремонтных работ имеют аналогичный опыт?

- Большинство по тем или иным направлениям близко знакомы с ремонтом этих лодок, работали на предыдущих заказах. Оттого те же корпусные работы идут без проблем, нам это знакомо, рука, что называется, набита. Знаем этапы, сроки работ, поэтому в себе не сомневаемся.

- Неужели нет какой-нибудь неприятной мелочи?

- Единственное – не хватает квалифицированных слесарей-монтажников.

- Помимо индийской субмарины, на каких заводских заказах задействованы силы 10-го?

- Больше половины всех рабочих цеха сейчас на СПБУ «Арктическая». Идут швартовные испытания «наших» объектов: энергетической установки, котельной установки, общесудовых систем. Ведется достройка, за цехом осталось закрыть порядка 30 достроечных документов. А вообще объем проведенных работ по системам внушительный – более 200 построечных документов закрыто цехом по этому заказу.

Помимо буровой, в цехе продолжаются работы под платежные этапы на дизельной «Калуге», проходящей здесь средний ремонт. С корпусом закончили, монтируем оборудование общесудовых систем.

- Видно, что десятый без работы не сидит.

- Приходится успевать везде: буровая, «Калуга», «Саров», а сейчас и очередной индийский заказ. Справляемся. Радует ведь не отсутствие работы, а ее наличие, когда видишь, что тебе и цеху в целом есть куда применить свои силы и опыт.

* * *

Заслуги сегодняшнего начальника монтажно-сдаточного цеха были отмечены на государственном уровне. За большой вклад в ремонт и модернизацию заказов морских сил Индии минувшим летом указом президента России Игорь Цветков был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Артём ХОШЕВ