Корабельная сторона
Номер от 30 сентября 2010 г.

Личный пример заразителен
Терпение, как гласит Библия, стержень мужества. Под этими словами может подписаться каждый учитель, по-настоящему любящий свою профессию. Пожалуй, Валерий Стрекаловский, заведующий учебной частью профессионального училища №28 (ПУ-28), придерживается духовного закона всю свою профессиональную деятельность.

По словам Валерия Николаевича, преподавательскую стезю он выбрал не случайно. Так сложилось, что с младых ногтей он наблюдал за ходом учебного процесса, потому что его мама, сельская учительница, часто брала сына с собой на уроки и сажала за последнюю парту. Именно тогда и зародилась любовь к учительству.

- У учителей старой закалки было чему поучиться, особенно в вопросах дисциплины, - вспоминает Валерий Николаевич. – Тишина на уроках стояла такая, что слышно было, как муха пролетит. А сама процедура передачи знаний от учителя к ученику излучала особую энергию. Я сам наблюдал, как горели глаза ребят, когда у них все получалось сделать по-научному.

После окончания Архангельского педагогического института молодой специалист уехал по распределению в Кировскую область, где старался приоткрыть школьникам странички русской истории.

В 1987 году Валерий Николаевич вернулся в наши северные края и продолжил свою карьеру педагога в ПУ-28.

- Хорошо помню первые месяцы своего преподавания в стенах училища, - с улыбкой вспоминает он. – После тихой сельской школы оно мне напоминало улей: группы большие, состоящие из одних мальчишек. Да и дисциплина хромала. Пришлось устанавливать контакт и завоевывать уважение личным примером.

Валерий Николаевич преподавал историю советского периода, в частности рассказывал о деятельности коммунистической партии и ее планах. Этот период пришелся на тяжелые перестроечные годы. Ребята видели, что творится в реальной жизни, и не желали верить в байки марксизма-ленинизма о светлом будущем. Поэтому приходилось молодому учителю сидеть ночами над книгами и выуживать интересные факты из истории Октябрьской революции и Гражданской войны, чтобы хоть как-то заинтересовать пацанов. Получилось. Мальчишки постепенно втянулись и, сами того не замечая, начали участвовать в дискуссиях и находить «белые пятна» в истории того периода.

- Уважение тоже пришлось завоевывать личным примером, - рассказывает Стрекаловский. – Ребята спросили меня, что я, интеллигент, умею делать, кроме как книжки читать? Пришлось показать боевой прием захвата из самбо, после чего мой авторитет в их глазах значительно вырос.

При участии Валерия Николаевича в училище была организована секция атлетической гимнастики, которая пользовалась большим спросом, поскольку эталонами для подражания в те времена были Шварценеггер, Сталлоне и другие голливудские звезды.

В последние годы Валерий Николаевич больше занимается административной работой, составляет учебные планы по каждой специализации, вместе с педагогами обеспечивает контроль над учебным процессом и проводит промежуточную аттестацию учащихся. Помимо этого часто посещает уроки своих коллег, а потом они вместе разбирают ошибки и стараются создать комфортную психологическую атмосферу в стенах училища, чтобы каждый ученик доверял своему учителю.

Сейчас процесс обучения строится несколько иначе, чем в былые годы. Большим подспорьем в учебе стали современные информационные технологии. Но порой у ребят возникает апатия по отношению к отдельным предметам: зачем сидеть в библиотеке и перелопачивать гору литературы, если за пять минут в Интернете можно скачать все что угодно. Отчасти так оно и есть. Но преподаватели училища стараются разбудить у ребят познавательную активность, привлекая их к участию в различных творческих и интеллектуальных конкурсах.

В преддверии Дня учителя в лице Валерия Стрекаловского хочется поздравить всех педагогов с профессиональным праздником и пожелать им веры в себя и своих учеников, а также крепкого здоровья и успешного освоения новых педагогических технологий.

Евгения СТЕПОЧКИНА