Корабельная сторона
Номер от 16 сентября 2010 г.

Быстрее сильных, сильнее быстрых
«Недавно в «КС» речь шла о подвиге парохода «А. Сибиряков», погибшего в неравном бою с «карманным линкором» «Адмирал Шеер». А что это за корабли – «карманные линкоры»?

Корабли Кригсмарине «Дойчланд» (позднее – «Лютцов»), «Адмирал Шеер» и «Адмирал граф Шпее» «карманными линкорами» (pocket battleship) окрестили англичане. Немецкие моряки между собой их именовали Schlachtschiff-Verschnitt – «линкор-обрез». Официально они классифицировались как броненосцы (Panzerschiffe), а с января 1940 года – как тяжелые крейсера.

По условиям Версальского мира, водоизмещение строящихся кораблей Германии не могло превышать 10 тысяч тонн, а главный калибр ограничивался 11 дюймами (280 мм). В этих условиях появилась идея создать корабль, который за счет мощного вооружения взял бы верх в бою с тяжелым крейсером, а за счет скорости ушел бы от боя с тогдашними 20–23-узловыми линкорами.

Задача была решена: в середине 1930-х годов эти корабли были лучше вооружены, чем подавляющее большинство более быстроходных, и более быстроходны, чем вооруженные сильнее. Примечательно и другое: даже на скорости 26 узлов «карманные» могли пройти 7900 миль – больше, чем многие крейсера ходом до 15 узлов. А максимальная дальность экономическим ходом достигала 18 и даже 20 тысяч миль – этот рекорд побили только атомоходы.