Корабельная сторона
Номер от 2 сентября 2010 г.

Пристань строится, «Запад» рушится
Судьба знаменитой шхуны вновь в центре внимания общественности и профессионалов

 Пароход «Гоголь» северодвинцам удалось сохранить. А вот судьба шхуны «Запад» под большим вопросом. Фото Олега Химаныча
Пароход «Гоголь» северодвинцам удалось сохранить. А вот судьба шхуны «Запад» под большим вопросом. Фото Олега Химаныча

Работы по капитальному ремонту Красной пристани – исторического и морского фасада Архангельска идут полным ходом. Общая картина особенно впечатляет видом с реки. Среди обилия строительной техники, занятой на укреплении береговой линии и возведении бетонных сооружений, шхуна «Запад» выглядит совершенно инородным объектом. Разрушающийся корпус судна, много лет служивший символом северного мореплавания, уже много лет служит иным символом – неспособности общества решать гуманитарные проблемы.

НАПОМНИМ, после разрушительного урагана летом 1995 года «Запад» лишился мачт, затем, оставшись уже без хозяйского пригляда, судно стремительно обветшало. Предпринятые попытки общественности собрать средства на ремонт шхуны успеха не имели. Тем не менее призывы все той же общественности восстановить былой символ морского Архангельска время от времени раздаются и всякий раз вызывают очередные дебаты вокруг дальнейшей судьбы «Запада».

В конце прошлой недели по поручению губернатора вопрос рассматривался в правительстве Архангельской области. Совещание прошло под председательством министра промышленности, транспорта и связи Эрнеста Белокоровина. Для участия в разговоре с представителями областной администрации в департамент были приглашены специалисты, и не только в области так называемого деревянного судостроения, но и музейного дела, а также представители общественности, ратующей за спасение памятника.

Главный вопрос звучал, в общем-то, жестко и альтернативно: спасать шхуну или нет? В смысле, есть ли такая техническая и финансовая возможность или же все возможности уже исчерпаны? Дискуссия, которая, как и ожидалось, началась с эмоциональных призывов спасти «Запад», благодаря мотивированной позиции профессионалов постепенно вошла в деловое русло. Собственно, никто и не отрицал, что в центре первого морского порта России обязательно должен быть памятный символ, но не учитывать экономические реалии сегодняшнего дня тоже невозможно. Экономические выкладки стали основой разговора, и потому предложения высказывались с их учетом. Было озвучено несколько вариантов, которые, впрочем, еще должны быть обсчитаны. А вот подробнее о них мы расскажем уже в следующем номере «Корабельной стороны».

Олег АНДРЕЕВ