Корабельная сторона
Номер от 26 августа 2010 г.

Здравствуй, «Верхотурье»
Спустя 11 лет стратегический ракетоносец К-51 вернулся на «Звездочку»

В понедельник под звуки приветственных маршей у глубоководной набережной «Звездочки» ошвартовался головной корабль проекта 667БДРМ – атомный подводный крейсер К-51 «Верхотурье». Стратегическая субмарина снова прибыла в Северодвинск. На этот раз для проведения заводского ремонта и продления срока эксплуатации.

ЕЩЕ несколько лет назад казалось, что эпоха «Дельфинов» (именно такой шифр присвоен стратегическим ракетоносцам проекта 667БДРМ) клонится к закату. Построенные в период с 1984 по 1990 год субмарины два десятка лет бороздили арктические глубины, служа самым мощным и смертоносным аргументом российского флота. Наверное, именно в силу такого своего положения стратегический подводный флот всегда имел некоторый приоритет при распределении средств, выделявшихся на оборону. Подтверждением этому является тот факт, что практически всегда в государственном оборонном заказе находилось место для проведения своевременных ремонтов и модернизации «Дельфинов», в то время как другие корабли, в том числе и надводные, вынуждены были стоять у причалов. Но «Дельфины» все же возвращались в строй обновленными и модернизированными. Возвращались в строй умелыми руками корабелов «Звездочки». За последние десять лет все шесть крейсеров этого проекта побывали на стапеле 15-го цеха. «Верхотурье», «Екатеринбург», «Тула», «Брянск», «Карелия» - из скупых строчек информационных сообщений узнаем об успешных запусках баллистических ракет «Синева», о походах подо льдами Арктики.

Сегодня на «дельфиньей» стапельной нитке в 15-м цехе полным ходом идут работы по подготовке к выводу из эллинга самого молодого корабля проекта – «Новомосковска». Осенью корабль должен встать к достроечной набережной. С передачей «Новомосковска» флоту, запланированной на 2012 год, «Звездочка» завершит цикл средних ремонтов крейсеров этого проекта.

Сменить «Дельфинов» в морских глубинах должны новые, современные «Бореи». Еще несколько лет назад ритмичность замены стратегов второго поколения, к которым относится проект 667БДРМ, кораблями четвертого поколения казалась достижимой, но в ход событий вмешался несудостроительный фактор – упорно не желающая лететь «Булава». Сроки ввода в строй «Бореев» все откладываются, а значит, «Дельфинам» еще рано уходить на покой.

Корабль своим ходом прибыл в Северодвинск и вечером в понедельник командир крейсера капитан I ранга Николай Цибулько на причале доложил командиру Беломорской базы контр-адмиралу Андрею Рябухину о прибытии в порт Северо¬двинск без происшествий. «Звездочка» встретила корабль тепло и радушно.

26 лет для подводного корабля (а свои «календари» «Верхотурье» считает с 1984 года) – возраст хоть и заслуженный, но далеко не предельный. Хорошие корабли должны служить долго, и воплощение в жизнь этого тезиса - главная задача ягринских корабелов. Сдав корабль после ремонта и модернизации в 1999 году, «Звездочка» снова принимает его в свои объятия, для того чтобы продлить ему жизнь до 2017 года. И пусть предстоящий ремонт будет не столь объемным, как предыдущий, но К-51 еще послужит стране. Надо полагать, из того, что удалось построить на отечественных верфях, это лучший по совокупности боевых и эксплуатационных качеств стратегический ракетоносец. В корабль вложены колоссальные средства, и поэтому долгая его служба – это не только признание таланта конструкторов и корабелов, но и понятный экономический резон.

Алексей МОРОЗОВ