Корабельная сторона
Номер от 26 августа 2010 г.

Французы начинают. И выиграют?
Российские верфи добиваются своего через антимонопольную службу

Как уже сообщалось, в июле российские судостроители попытались опротестовать в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) намерение правительства приобрести во Франции вертолетоносец «Мистраль», вместо того чтобы разместить соответствующий заказ на отечественных верфях и в отечественных КБ.

ПО СООБЩЕНИЯМ СМИ, речь идет о прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» и питерских Адмиралтейских верфях. В заявлении в ФАС указывается, что Минобороны не дало российским верфям участвовать в тендере, заявленной целью которого изначально было приобретение кораблей за границей. Представители российских предприятий увидели в этом нарушение законов «О государственном оборонном заказе», «О размещении заказов…» и «О защите конкуренции» и утверждали, что в России самостоятельно строить такие корабли могут, как минимум, «Янтарь», Адмиралтейские верфи, Балтийский завод и Севмаш. Авторы заявления привели как пример успешной работы над большими авианесущими десантными кораблями еще советскую серию кораблей типа «Иван Рогов» (проект 1174), построенную на «Янтаре», а также перспективный проект универсального десантного корабля водоизмещением 30 тыс. тонн разработки Невского ПКБ.

Демарш был поддержан руководством Объединенной судостроительной корпорации, куда входят оба предприятия, сообщало РИА «Новости».

Вскоре появились сообщения о том, что ФАС не усмотрела в действиях Минобороны нарушений. «Речь идет о чистом госзаказе. Это компетенция Рособоронзаказа и Мин¬обороны... – передает «Интерфакс» комментарии борцов с монополизмом. – Если бы это был частный контракт и Минобороны закупало… не в рамках госзаказа, то, возможно, мы бы смогли применить закон о конкуренции». Собственно, мало кто надеялся, что ФАС опротестует действия, санкционированные на самом высоком уровне и определяемые политическими интересами.

Но события минувшей недели показывают, что определенные перемены, хотя бы формальные, все же происходят. По информации РИА «Новости», Минобороны РФ приостанавливает процесс закупки «Мистраля» и намерено объявить в сентябре тендер на его закупку и строительство. По информации представителей ОСК, в конкурсе примут участие голландские и испанские компании с вертолетоносцами «Иоганн де Витт» и «Хуан Карлос», а также российские: дальневосточная «Звезда», Адмиралтейские верфи и «Янтарь». «Звезда» уже создала совместное предприятие с южнокорейским концерном «Daewoo Marine Shipbuilding & Engineering». Это СП предложит на тендер вертолетоносец «Токто» (в другой транскрипции – «Докдо»), по утверждениям представителей ОСК, более современный и доступный по цене, чем «Мистраль». Отметим также, что «Мистраль», видимо, будет поставляться в Россию без ряда систем, составляющих военную тайну стран НАТО.

Впрочем, многие уверены, что тендер – формальность и победа французов предрешена.

Кроме того, по информации «Коммерсанта», в сентябре состоится и другой конкурс – по отбору проекта нового корвета для нужд ВМФ. Заявки готовятся подать пять участников. Три из них – КБ ОСК. Победитель конкурса должен заменить проект 20380, по которому строят корабли на Северной верфи. Последний проект подвергается серьезной критике, в частности, за слабые возможности ПВО.

Евгений ЗАЦЕПИН