Корабельная сторона
Номер от 5 августа 2010 г.

В каждом судосборщике живет конструктор
И это не просто слова. Прежде чем приступить к выполнению задания, обладатель этой рабочей специальности знакомится с документацией. Словно конструктор садится за чертежи, как технолог изучает технологию.

ЕСТЬ на двадцатом участке стапельного цеха бригада, в которой подобрались асы своего дела. Возглавляет ее заслуженный машиностроитель России Николай Иванович Алейник. По мнению руководителя коллектива судосборщиков Сергея Николаева, таких специалистов на Севмаше еще надо поискать. На участке бригада безусловный лидер. Ребята умеют и делают буквально все. Конструкторские задумки в их виртуозных руках становятся реальными, воплощенными в металле узлами и секциями.

Для комплексной бригады давно уже привычными стали не только сборочные операции, но и сварка, и газорезка. Электросварщик Александр Нилов, например, успешно владеет тремя видами соединения деталей: в ручном, полуавтоматическом и автоматическом режиме.

Пытаюсь в разговоре с мастером Владимиром Павшинским усомниться в использовании сварочного автомата в условиях отсека подлодки. Но собеседник тут же разъясняет ситуацию.

– Во-первых, наши гвардейцы заняты не в отсеках, а с внешней стороны корпуса подлодки, – резюмирует Владимир Яковлевич. – С конструкций, которые нам доверены, собственно, «вырисовывается» подводный корабль, предстает во всей своей красе. Почти всю весну и начало лета мы провели за этим занятием, участвуя в подготовке вывода АПЛ «Северодвинск» из цеха. Мы понимаем, что на этом этапе все работы, тем более на головном заказе, ответственны, а уж про наше заведование и говорить не приходится. Не зря же генеральный директор то и дело наведывался в бригаду Николая Алейника.

Шестидесятилетний мастер Владимир Павшинский собеседником оказался толковым. За словом ему в карман лезть не надо. Чувствуется, что судосборщиков бригады он знает, что называется, назубок и о каждом готов рассказывать без устали. Особое предпочтение отдает ветеранам, тем, с которыми съел не один пуд соли. Со многими приходилось работать на «Барсах», а теперь их опыт пригодился на подлодках нового поколения. После «Северодвинска» они завершили свой цикл работ и на «Александре Невском», сейчас трудятся на «Владимире Мономахе».

Оценивая мастерство рабочих-конструкторов, мастер с особой трогательностью произносит имя Ивана Солдатенкова. За тридцатипятилетний опыт этого судосборщика он ласково называет его «динозавриком». А вот недавнего члена бригады, пришедшего три года назад, можно сказать, с городской бензоколонки, считает наиболее перспективным. Три года работы - и четвертый квалификационный разряд.

Интересны мастеру и новенькие судосборщики, которые конструкторских заморочек в себе пока еще не видят. Одни пришли из классов профучилища, другие – по рекомендации кадровой службы, но всех их одинаково гостеприимно встречают в трудовом коллективе. Кто-то недавно ушел служить в армию, других ждет осенний призыв, но старожилы из бригады уверены: через год они обязательно встретятся на стапеле.

Юрий АНАНЬИН