Корабельная сторона
Номер от 5 августа 2010 г.

Пусть «Odfiell» плачет?
Один из «норвежских» танкеров-химовозов приглядели мурманчане

 Фото Валерия Уткина
Фото Валерия Уткина

На Севмашпредприятии с деловым визитом побывала делегация Мурманского морского пароходства во главе с генеральным директором Александром Медведевым. На главной северодвинской верфи проходило совещание по вопросу продажи одного из танкеров-химовозов, которые первоначально строились по заказу норвежской фирмы «Odfiell», а мурманчане в данном случае выступили в роли потенциального покупателя.

ИСТОРИЯ с танкерами, которые в обиходе уже именуют норвежскими, долгая и скандальная. Фирма «Odfiell», которая известна в мировом судоходстве как один из крупных морских перевозчиков химикатов, ядовитых веществ и прочих опасных грузов, в свое время заказала Севмашу 12 судов. Со временем стороны, заключившие контракт, вошли в конфликт. В основе его разные оценки стоимости строительства транспортов. Дело дошло до разбирательства в суде, да еще каком! Претензии рассматривались в Арбитражном суде Стокгольма. Суд принял сторону норвежского истца, но удовлетворил его иск частично, обязав Севмаш выплатить компенсацию заказчику в размере 43,76 млн долларов. Севмаш платить не спешил, и это вызвало новый всплеск отрицательных эмоций у «Odfiell». Если не ошибаемся, конфликт не погашен до сих пор.

Севмаш, узнав об отказе норвежцев, со своей стороны заявил, что намерен предложить суда другому заказчику. Головной химовоз серии, как и те, которые успели заложить за ним, все это время стоял в стапельном цехе верфи. Сегодня, по сообщению пресс-службы завода, готовность первенца составляет порядка 70 процентов.

Пресс-служба предприятия сослалась на генерального директора Севмаша Николая Калистратова: от Мурманского морского пароходства получено принципиальное согласие на приобретение танкера. Мурманские специалисты провели детальный анализ рынка и пришли к выводу, что такие суда востребованы.

Видеть моряков Мурманска в роли покупателя танкера-химовоза, возможно, кому-то и непривычно. Привычнее видеть их пароходство главным арктическим ледобоем, перевозчиком генгрузов в Заполярье, транспортером норильской руды и шпицбергенского угля и так далее. Но времена меняются, меняется и конъюнктура грузопотоков. С учетом будущих экономических проектов и движения экономики на арктический шельф теперь в составе пароходства растет, например, танкерный флот. Танкер-химовоз в этой связи тоже возможно рассматривать как одно из направлений в работе мурманчан. Как выясняется, они уже не раз бывали на Севмашпредприятии и знакомились с ходом работ на танкерах. При этом отмечали высокое качество работы корабелов.

Олег АНДРЕЕВ