Корабельная сторона
Номер от 22 июля 2010 г.

Летний вояж науки в океан
Экспедиционному судну «Михаил Сомов» Северного управления гидрометеорологии предстоит штатный снабженческий рейс к двадцати полярным станциям, которые из-за их отдаленности принято называть труднодоступными. Рейс рассчитан на полтора месяца.

Июль – горячая пора и у северных гидрографов. К выходу в океан у причала Соломбалы готовится очередное судно архангельской базы. Фото Олега Андреева
Июль – горячая пора и у северных гидрографов. К выходу в океан у причала Соломбалы готовится очередное судно архангельской базы. Фото Олега Андреева

Архангельские моряки доставят полярникам грузы, необходимые для организации следующей зимовки. В частности, судно бросит якорь на рейде таких пунктов, как Зимнегорский маяк, Сосновец, Шойна, Северный Колгуев, Амдеома, Варандей и Вайгач. Будет стоянка и на Диксоне.

На борту полярного снабженца в рейс отправится и очередная экспедиция Северного УГМС, которая будет работать по программам Международного Полярного года и общегосударственной программы наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды.

Среди нового оборудования, которое доставит «Михаил Сомов», - автоматизированный актинометрический комплекс, измеряющий световую и тепловую энергию, поступающую от Солнца. Комплекс ждут на станции Белый Нос. На мысе Желания – крайней северной оконечности Новой Земли - будет установлена автоматическая метеорологическая станция финского производства с подзарядкой от солнечных батарей.

В составе научной экспедиции, которую доставит на мыс Желания «Михаил Сомов», ученые Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Росгидромета, Института криосферы Земли. К слову, в проекте последних совместно с российскими исследователями участвуют ученые американских университетов Фэрбенкса и Вирджинии.

Ученые Института экологических проблем Севера высадятся с борта судна на Вайгаче, а их коллеги из Геологического института проследуют на Землю Франца-Иосифа.

Известно также, что научно-исследовательское судно «Академик Федоров» в минувшую пятницу вышло из Санкт-Петербурга в Архангельск, чтобы забрать на свой борт еще несколько экспедиций профильного назначения. Рейс «Академика Федорова» рассчитан на 90 суток. Большую часть пути судно проследует в высоких широтах под проводкой атомного ледокола «Ямал». Ученые будут исследовать подводный хребет Ломоносова и поднятие Менделеева, чтобы определить внешнюю границу российского континентального шельфа в Северном Ледовитом океане.

Олег АНДРЕЕВ