Корабельная сторона
Номер от 8 июля 2010 г.

На «Аврору» с аквалангом
Команда дайверов из Москвы и Санкт-Петербурга намерена обследовать остатки днища подлинного корпуса крейсера «Аврора» в прибрежной зоне Кингисеппского района Ленинградской области, сообщает сайт saint-petersburg.ru.

ЭКСПЕДИЦИЯ пройдет в ближайшие недели. Напомним, полтора месяца назад исполнилось 110 лет со дня спуска на воду легендарного корабля, в разном качестве участвовавшего не только в революции, но и в четырех войнах России – от русско-японской до Великой Отечественной.

Организаторы акции исходят из того, что во время капремонта 1984–1987 годов замена большей части механизмов и более чем 50 процентов проржавевших корпуса и надстроек привела к созданию практически двойника крейсера, отличающегося от оригинала даже применением сварки на корпусе вместо заклепок. Подлинные же конструкции отбуксировали в окрестности деревни Ручьи. Их могли превратить в волнорез или дебаркадер, но гордый корабль словно бы воспротивился этому: груженный балластом фрагмент корпуса перевернулся и затонул на мелководье…

В свое время «Российская газета» писала: «Чтобы полюбоваться сувенирами с «Авроры»… нужно пройти по близлежащим деревням… Трапы стали лестницами в домах, металлические каркасы пошли на строительство теплиц, кое-где металлом с крейсера покрыты крыши». Во время отлива на Сойкинском полуострове 120-метровые остатки корабля отчетливо видны. На их фоне фотографируются туристы, ныряют за сувенирами. «Работают» и охотники за металлами, режут корабль, загрязняя при этом Финский залив. Потому природоохранная прокуратура несколько раз ставила вопрос о подъеме останков крейсера – но тщетно, сообщает «РГ». С другой стороны, есть данные, что коммерсанты собирались поднять «Аврору», разрезать и продать, но им это запретили. Впрочем, сувениры с крейсера все равно уже ходовой товар. Так, за 160 тысяч рублей можно заказать коллекционные часы «Аврора», одна из «изюминок» которых – циферблат из фрагмента подлинного днища крейсера. Товар рекламируется: «Историческая корабельная сталь, подвергшаяся естественной коррозии в водах Балтийского моря»…

Потому одна из заявленных целей новой экспедиции – привлечь внимание властей к вопросам охраны подобных исторических объектов, указывает saint-petersburg.ru.

Алексей ЯНИН