Корабельная сторона
Номер от 27 мая 2010 г.

Валентин – это значит влюбленный в жизнь
Сын офицера Великой Отечественной, лауреат Государственной премии РФ и Государственной премии имени маршала Жукова

Много лет знаю Валентина Терехина, заместителя директора Центра судоремонта «Звездочка», начальника шестого отдела. Не раз приходилось брать у него интервью, наблюдать, как общается он с подчиненными, руководителями, молодежью, как самозабвенно поет вместе со своими коллегами и друзьями в минуты отдыха и как в серьезном разговоре умеет неожиданно пошутить. И каждый раз он открывается новой, необычной стороной.

Успела мама с именем

- Если бы не финская, меня точно звали бы Ибрагимом или Улумбеком, - смеется мой собеседник. - Отец чудил, он был учителем истории. И хотя сам был крещен Николаем, первого сына назвал Спартаком, второго – Османом. Ну а третьим родился я, 10 марта 1940-го. Отца призвали на финскую, и, на мое счастье, мать успела назвать по своему вкусу, Валентином.

Валентин Николаевич неспешно ведет рассказ о семье. Он помнит все даты и места, где родителям довелось жить недолгие семейные годы. И хотя родом они из знаменитого Ротковца, что близ Коноши, где корни и нашего знаменитого земляка Николая Павловича Лаверова, попутешествовать им пришлось немало. Отца, как дипломированного специалиста, направляли в самые разные уголки Поморья, с ним и семья ехала.

В ноябре 42-го семья перебралась в Архангельск. Отца снова призвали на фронт, уже с немцами. После командирских курсов отец попал на 1-й Украинский фронт и в октябре 43-го погиб. Он навсегда остался молодым, а для Валентина Николаевича украинский город Днепропетровск - особое место, там сражался и пал его отец.

С песней по жизни

Учителя послевоенных лет были особенными, были подвижниками – это факт. Валентин Николаевич до сих пор с благодарностью вспоминает свою школу, всех учителей помнит по именам-отчествам, а о своем классном руководителе – Екатерине Тимофеевне Чернаковой – говорит с особой нежностью.

- Я ее люблю до сих пор. Суровая, но такая замечательная, с ней не забалуешь. Школа у нас была мужская до 1954 года, но мы и спектакли ставили, ребята девчонок играли. Хором все пели, на выборы, к праздникам - концерты. И я пел, а куда денешься, хотя у меня медведь на ухе все время спал, - опять шутит мой собеседник.

Вот откуда прорастает его любовь к песне. Далеко не случайно, что, будучи уже «большим начальником», Терехин попал в знаменитое трио под руководством аккордеониста, ветерана-подводника, первого сдаточного механика завода Владимира Миронова.

В составе трио - гитарист, за¬служенный машиностроитель Владимир Бармин, и Валентин Терехин, тоже имеющий титул «первый» - лауреат Государственной премии на «Звездочке». И ничего! Вручили ему Миронов с Барминым марокасы, мол, у нас инструменты есть, чтобы и у тебя руки не пустыми были. Поют не одно десятилетие.

И ты туда же?

Точные науки Валентину всегда давались легко, учитель физики Виктор Иванович Некрасов агитировал поступать в АЛТИ. Но была у юноши мечта: корабли и море, хотел стать морским офицером. Пример старшего брата, начальника радиостанции корабля, подогревал жажду морских походов. Противницей оказалась мать. Поддерживая многие начинания и увлечения сынов, тут просто восстала: «Одного не вижу месяцами, и ты туда же»! Расстраивать мать было вообще не в правилах. Так военное училище заменилось Ленин¬градским кораблестроительным институтом.

Крепкие знания и первая медаль за отличную учебу дали пропуск в студенческий мир. Да, по поводу медали. Она досталась не без битвы: пришлось за три года пересдавать специально созданной комиссии географию и астрономию, потому что преподаватель не хотел ученику ставить отметку выше четверки. А комиссия, проверив знания, вынесла свой вердикт: «отлично»! Вот такая «боевая» медаль оказалась у выпускника Валентина Терехина.

А с морем оказался связан на всю жизнь. Кто строит и ремонтирует корабли, тот и учит их ходить в моря. Выпускник «корабелки», прошедший преддипломную практику на Севмаше, очень пришелся ко двору на «Звездочке» - сразу же оказался на заказах. В начале 60-х одним из первых сдаточных механиков на кораблях был Владимир Сергеевич Миронов, а уже в 1968-м Миронов и Терехин были сдаточными механиками параллельно на двух заказах проектов 629А и 627А. Потом у Терехина будет семь атомоходов, где отдельной строкой идет его фамилия как сдаточного механика. Кстати, официально сдаточные механики как класс специалистов на «Звездочке» появились согласно приказу директора Просянкина от 1967 года. И в первой плеяде имя Терехина.

«Кто в моря не ходил, тот Богу не маливался»

Есть такая присказка у поморов и моряков. Рассказывать о том, в какие переплеты приходилось попадать при подготовке к выходу и во время испытаний в морях, он может часами. Часто приходилось искать нестандартные решения, о чем Валентин Николаевич как-то написал главу в книгу «Корабелы «Звездочки».

Вот один фрагмент из этой книги: «Очень неприятный случай произошел на ходовых испытаниях (речь идет об АПЛ К-40, год 1967). При проведении «нижних» испытаний в районе предельных глубин произошли гидравлические удары в системе забортной воды холодильной машины девятого отсека. Машина «ходила» на амортизаторах как взбесившаяся лошадь. Было очень жутко. На мои доклады из центрального поста не отвечали. Все, кто мог, покинули помещение. Со мной остались только старшина помещения Высоких и масленщик по линии вала Сладкевич. Григория Сладкевича пришлось чуть ли не с кулаками выгонять из помещения для проверки системы охлаждения линии вала. Он никак не соглашался, мотивируя тем, что, если он уйдет, а мы погибнем, он себе этого никогда не простит… Однако все обошлось. Потом, когда спросил у командира БЧ-5, почему не отвечали по «Каштану», он ответил, что в такой обстановке что-то советовать просто невозможно, они только слушали».

Судьба хранила и берегла и Терехина, и людей, что были под его началом.

Спросить и услышать

Знание матчасти и понимание своей работы Валентин Николаевич спрашивает у будущих инженеров на госэкзаменах. 17 лет он входит в государственную аттестационную комиссию втуза, многие годы ее возглавлял, перед его глазами прошли сотни и сотни сегодняшних корабелов. Неравнодушие Терехина к молодым дипломникам и специалистам отмечают два директора - Николай Калистратов и Владимир Никитин. Удивительно, что, отвечая на вопрос, какие особые качества или черты отличают Терехина, оба, не сговариваясь, назвали его высокий профессионализм и большой вклад в подготовку молодых специалистов.

Сам Терехин, впрочем, критично относится к своим педагогическим способностям, говорит, что только преподавателем быть не хочет - не хватит терпения объяснять тем, кто учится просто для того, чтобы получить диплом. Таких он никогда не понимал, потому что сам учился, четко представляя зачем. Эта определенность и ответственность как никого отличают Валентина Николаевича. Он умеет и может спрашивать с подчиненных, но и сам являет пример того, как можно и нужно знать и любить свое дело. Переживает, что уходит поколение специалистов, которые не просто знали механизмы и оборудование, а могли по звуку его работы, по вибрации определить его «самочувствие».

Какие наши годы?

Есть даты, которые для Терехина особенно дороги. Это дни рождения дочек и внуков. Как-то мы встретились в книжном магазине у самого яркого отдела детской литературы. Валентин Николаевич выбирал книгу сказок для одного из внуков. Он по нынешним временам дедушка состоятельный: две дочки, Лена и Катя, подарили ему четыре радости - двух внуков и двух внучек. И если выпадает свободное время, дед Валя старается провести его со своими любимыми наследниками.

Вот и в первый класс внучку Юлечку он тоже провожал, иначе быть не могло. Школа – начало всех начал, хоть Терехин и считает себя никудышным педагогом, но учит, не замечая, всех и всему. Однажды на заводском вечере, выяснив, что его партнерша так и не научилась танцевать вальс, сказал: «Не вопрос, два-три урока, и обязательно будем танцевать. Нас классная еще в седьмом классе всех научила, с тех пор никаких проблем!» Не удивлюсь, если так и случится. Какие наши годы?

* * *

В канун Дня Победы Валентин Николаевич Терехин был удостоен высокой награды – Государственной премии Российской Федерации имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова. За большую работу, которая имеет главную цель, чтобы на земле был мир.

Надежда ЩЕРБИНИНА