Корабельная сторона
Номер от 20 мая 2010 г.

Не взять ли нам Феодосию? В партнеры
Рабочая встреча премьера РФ Владимира Путина с президентом ОСК

Мало «отвоевать» Севастополь, нужно еще и позвать Украину в промышленную интеграцию. Фото «КС»
Мало «отвоевать» Севастополь, нужно еще и позвать Украину в промышленную интеграцию. Фото «КС»

Состоялась она 4 мая. В ходе беседы с президентом ОСК Романом Троценко премьер страны обсуждал перспективы развития судостроительной отрасли, работу по осуществлению важнейших проектов, прежде всего на Дальнем Востоке, а также ситуацию с выплатой заработной платы.

Выяснилось, что из двух так называемых суперверфей в Приморье, закладка которых с большой помпой прошла в ноябре прошлого года, в этом году начнется строительство только одной - в Большом Камне. Здесь партнером Дальневосточного центра судостроения и судоремонта ОСК выступает корейская компания «Daewoo». Строительство второй верфи - в бухте Чажма - пока отложено на неопределенный срок из-за того, что площадка под строительство не передана в ведение корпорации от Минобороны России и специалисты сингапурской «Yantai Raffles» не получили доступа на закрытую территорию.

Президент ОСК также проинформировал премьера о состоянии погашения долгов по заработной плате корабелов. Как известно, на ряде судоремонтных предприятий такие невыплаты привели к серьезным акциям протеста.

Однако затем тема деятельности Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) продолжилась в достаточно неожиданном и в то же время злободневном русле – черноморском. По словам Троценко, два крупных украинских судостроительных предприятия могут быть интегрированы в структуру российской ОСК. «В рамках работы с нашими украинскими коллегами мы рассматриваем вопрос по интеграции двух крупных украинских предприятий – «Зоря-Машпроект» и феодосийского завода «Море», - это буквальные его слова. - Оба - государственные предприятия Украины, они сейчас испытывают затруднения с загрузкой, и при интеграции их в ОСК мы могли бы решить вопрос».

Для справки. «Зоря-Маш-проект» действительно серьезное предприятие, которое в системе Советского Союза производило корабельные турбины, в том числе и газовые. Феодосийский завод «Море» также гремел на всю страну, создавая корабли и суда с корпусами из легких сплавов. В частности, феодосийцы выпускали быстроходные, хорошо вооруженные катера на подводных крыльях. Но это было еще в Союзе.

Владимир Путин отреагировал так: «Мы договаривались с партнерами, что эти вопросы будут проработаны, возьмите их под самый серьезный контроль. Да что - под контроль, надо принимать прямое участие в проработке этих вопросов по объединению предприятий там, где есть заинтересованность с обеих сторон».

Роман Троценко в тон премьеру заметил: «Украина является нашим самым главным импортером, поставляющим комплектующие и судовые системы для России, больше 6 тысяч наименований разного оборудования мы получаем с Украины, и часть этого оборудования является важным для нас или уникальным. Можно сказать, что без Украины наше судостроение испытывало бы серьезные затруднения в производстве той техники, которую оно производит».

Многие обозреватели по поводу «черноморской составляющей ОСК» сразу же отметили: сначала Россия предложила Украине «объединить» ее «Нафтогаз» с российским Газпромом, затем речь зашла об объединении украинской атомной энергетики с Росатомом, а теперь наступила очередь и судостроительных активов. Правда, с «Нафтогазом» дело, похоже, не выклеивается – против высказался президент Украины Виктор Янукович, а затем, в конце прошлой недели, и Дмитрий Медведев поспешил откреститься от этой идеи, но сценарий вхождения украинских верфей и заводов в ОСК приобрел интригу.

Олег АНДРЕЕВ