Корабельная сторона
Номер от 6 мая 2010 г.

Когда подлодка в море
Старший оператор общекорабельных систем (ОКС) Максим Карпов работает на атомной подводной лодке «Юрий Долгорукий». Дело у него ответственное, требующее основательной подготовки, высокой квалификации. Особенно на испытательных выходах в море, когда корабль экзаменуется на способность и надежность.

ПОХОДЫ «Долгорукого», в которых участвовал Максим, имели свою неповторимую историю. Впрочем, сценарий у всех одинаков: подготовка корабля к испытаниям, выполнение поставленных задач в море, благополучное возвращение на Севмаш. Последний пункт здесь самый важный. Кому как не инженерам ОКС это знать. Ведь именно они учат подлодку «ходить»: рассекать злую штормовую волну, погружаться и умело выходить из мрачной безжизненной морской бездны.

…Максим в управлении испытаний и сдачи заказов уже несколько лет. «Долгорукий» не первая его подлодка. На этом корабле он занимается управлением различных систем: погружения и всплытия, дифферентной, водоотливной, осушительной, воздуха высокого давления и другими.

– На мой взгляд, самое интересное и одновременно самое сложное для оператора управления ОКС, когда подлодка в море на ходовых испытаниях; когда задействовано максимальное количество систем корабля, – рассказывает М. Карпов. – Все они взаимосвязаны и работают как единый слаженный механизм. Необходимо держать себя в постоянной готовности к действиям, оперативно реагировать на нестандартные ситуации.

По словам Максима, первый выход «Юрия Долгорукого» в море оказался самым напряженным. Специалисты сдаточной команды, подводники не могли точно знать, как поведет себя в море головной корабль.

– Особенно волнительным было первое погружение, – говорит Максим. – Мы бы¬ли готовы к любому развитию ситуации. К счастью, все прошло хорошо…

По отзывам гражданских специалистов и военных моряков, на всех выходах в море «Юрий Долгорукий» показал себя хорошо. Корабль успешно подтвердил свои скоростные и маневренные характеристики, нормально отработали системы и оборудование. Результаты проведенных испытаний обнадеживающие.

– Коллектив инженеров-механиков, операторов ОКС на «Долгоруком» собрался исключительный. Отношения самые наилучшие, – продолжает М. Карпов. – Во многом это заслуга нашего руководителя Андрея Геннадьевича Головастикова, который смог так поставить дело, все организовать, что каждый профессионально и ответственно выполняет свои обязанности. За начальника горой стоим. Благодаря Михаилу Захаровичу Щербакову, Сергею Николаевичу Игумнову мы стали специалистами. Мне повезло, что работаю в управлении испытаний и сдачи заказов, здесь я на своем месте.

Олег ПЕРОВ