Корабельная сторона
Номер от 6 мая 2010 г.

Когда мы были молоды…
В этой публикации мы расскажем, какими в годы войны были известные в Северодвинске люди, чем, где и как приближали они День Победы. На Великую Отечественную выпали годы их молодости, и война оставила след в их судьбах. Они же затем оставили каждый свой след в судьбе города.

Учился у Генри Кайзера

Корабела Евгения Егорова война застала на Тихом океане. Он тогда работал на верфи Комсомольска-на-Амуре, которая строила боевые корабли. Уже тогда Евгения Павловича держали на примете как «особо ценного специалиста». Поэтому, надо думать, в группе таких же перспективных корабелов в 1943-м его откомандировали в США. Здесь он работал в комиссии по закупке американских кораблей для флота СССР. Талантливый корабел часто бывал на американских верфях, наблюдал и учился передовым технологиям судостроя. Чтобы уже после войны этот опыт внедрять на заводе № 402. Многое из поточно-позиционного метода формирования корабельных корпусов Герой Социалистического Труда, легендарный наш Евгений Павлович Егоров «подсмотрел» у Генри Кайзера на строительстве знаменитой серии транспортов класса «Liberty».

В боях за город Будапешт

Юношей Николай Чесноков приехал по комсомольской путевке из Каргополья на строительство будущего Северодвинска. Было это в мае 1938-го. А вскоре он ушел по призыву служить в Красную Армию. Вернулся же не скоро - задержала Великая Отечественная.

Не каждого война так бросала по фронтам, как артиллериста Чеснокова. Сражался он и в Крыму, и на Северном Кавказе, под Сталинградом, на Западном, Ленинградском и 2-м Украинском. Начинал войну рядовым, а закончил командиром орудия. Звание Героя Советского Союза Николаю Федоровичу присвоили уже после войны – по указу Верховного Совета от 15 мая 1946-го. В таких случаях принято говорить – награда нашла героя.

22 октября 1986 года в нашем городе появилась новая улица, нареченная в память о первостроителе Северодвинска, храбром человеке и честном труженике, молодом сержанте Николае Чеснокове, совершившем свои подвиги в боях за город Будапешт…

На побывку едет молодой моряк

Берусь утверждать - в Северодвинске Георгия Михайловича Тейтеля знает любой музыкант старшего поколения, по крайней мере из тех, кто работал до последнего времени, Тейтель среди них был старейшиной. Наши родители помнили его еще с послевоенной поры, когда в старом, еще деревянном, ресторане «Северный», а потом и в фойе кинотеатра «Родина» играл оркестр с невероятно обширным репертуаром. Меломаны последующих поколений могли слышать его саксофон как в ресторанах, так и на музыкальных мероприятиях иного свойства… В коллективе завода дорожных машин Георгия Михайловича тоже помнили. Как толкового механика, плановика и одного из создателей авторемонтного производства Севдормаша.

Однако в жизни Георгия Михайловича была еще стихия, о которой мало кто знал при жизни и знает сейчас, после его кончины, - море. К минувшей войне Георгий Михайлович, бывший моряк североморского крейсера «Мурманск», возвращался не часто. Боевых наград ему, к слову, вручили немало, но при «полных регалиях» Георгий Михайлович на юбилейных мероприятиях появляется редко - он их не любил. Необычной морской биографией (ему довелось ходить на крейсере в США) он никогда не хвастался и о своей одиссее мало кому рассказывал.

На побывку едет молодой моряк… На этом снимке североморец Георгий Тейтель в кругу своих младших братьев и сестры.

Из искры возгорелось пламя

Первые надводные корабли Севмаша назывались «большими охотниками». Строил их завод № 402 с большим трудом. И потому, что не успели верфь достроить, и потому, что мешали война и голод. А еще и потому, что квалифицированные рабочие в большинстве ушли на фронт. Их места заняли вчерашние подростки. Это их директор завода Сергей Александрович Боголюбов впоследствии назвал «искорками, из которых стремились раздуть пламя». Это с их помощью «люди медленно поднимались, разгибали колена, придавленные всей обстановкой. Это были отдельные личности, потом бригады, потом цехи, в конечном счете – весь коллектив завода». Добавим: это из них в коллективе Севмаша появлялись первые кавалеры трудовых орденов и Герои Социалистического Труда.

В 1944 году комсомольцы завода № 402 решили взять шефство над экипажами строящихся кораблей, тех самых «больших охотников». После соревнования фронтовых бригад это было второе общественное начинание заводской молодежи. На этом снимке военной поры, в центре второго ряда – Евдокия Ночвина, будущий знаменитый сварщик, легенда завода и города, Герой Социалистического Труда.

Медаль от его величества

Москвича Павла Лапшинова призвали во флот еще до Великой Отечественной. На Балтике он служил в первом экипаже новейшего эсминца «Гремящий», пришел с ним на Северный флот, а уже там встретил войну.

Одна из первых боевых наград будущего Почетного гражданина нашего города Павла Васильевича Лапшинова - медаль… его величества короля Британии. А вручил ее молодому североморцу Павлу Лапшинову комфлота Арсений Григорьевич Головко. На снимке Павел Васильевич – крайний справа.

Тревожное небо Молотовска

Немцы не раз пытались бомбить Молотовск, его завод и морской рейд, но редкому немецкому летчику удавалось прорваться к целям через умелый заградительный огонь зенитчиков. Среди тех, кто надежно стерег небо, был 81-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, кратко – 81-й ОЗАД. Очень мало мы знаем о его воинах. Сначала из этого делали тайну, потом в результате переформирований и переброски частей следы зенитчиков тем более стали теряться. Как, впрочем, и других защитников Молотовска – моряков, артиллеристов, пехотинцев. Поиски осложнились. И вдруг неожиданная удача - и где? В семейном альбоме Почетного гражданина Северодвинска Лидии Ивановны Черняевой. Тут даже пришлось всплеснуть руками: «Лидия Ивановна, и вы молчали!» Из своей скромности старейший наш краевед Лидия Черняева не придала значения тому, что ее муж, Михаил Иванович Черняев, был одним из зенитчиков 81-го ОЗАД.

На этом снимке – молодожены военного времени Михаил Иванович и Лидия Ивановна Черняевы.

Комментировал Олег ХИМАНЫЧ, морской историк

Тел. 50-80-12