Корабельная сторона
Номер от 29 апреля 2010 г.

Посетитель станет мореходом
Государственному Северному морскому музею – 20 лет

Обновленное здание музея Соловецкое подворье не закрыло. Фото Владимира Ларионова
Обновленное здание музея Соловецкое подворье не закрыло. Фото Владимира Ларионова

А начиналась его биография с… комнаты трудовой славы Северного морского пароходства, и отдельное здание на Красной пристани появилось позднее. К слову, недавно был практически закончен капитальный ремонт этого здания музея и старые моряки, члены клуба «Братство северных конвоев», уже заходят в музей, в котором пока еще оформляется экспозиция, посвященная тысячелетию северного мореплавания.

ДИРЕКТОР МУЗЕЯ Татьяна Маслова всегда готова ответить на вопросы членов клуба, созданного в 1996 году при содействии музея. Сама Татьяна Александровна пришла в музей в 1997 году, окончив истфак Поморского университета. Тогда на факультете не было, да и сейчас нет, спецкурса по морской истории Севера. Поэтому и нынешнему директору, и другим музейным специалистам приходилось и приходится, что называется, на ходу овладевать необходимыми знаниями.

В начале девяностых посетителей было до 30 тысяч в год. Потом их стало до 50 тысяч. Сотрудники музея давали землякам заряд гордости за то, что они живут в славном морском краю. Посетители проходили под парусами, видели флаги, тросы, стеньги, анкерок, держались за штурвал, брали в руки рупор - как бы находились на корабле. Когда будет завершена работа над новым художественным оформлением экспозиции, северяне смогут побывать не на простом паруснике, а на арктическом. Ощутить себя отчасти мореходами.

Капремонт здания, долго находившегося в аварийном состоянии, шел семь лет. Сотрудники музея в это время, разумеется, не бездельничали: они выезжали к архангелогородцам - в основном в училища, школы и детсады - с тематическими выставками, посвященными юнгам времен Великой Отечественной и северным конвоям.

Музейщики доказали мэрии Архангельска, что площадку, на которой прежде посетители ресторана пили пиво и ели шашлыки, надо превратить в мансардный этаж здания. «Не будет ли в таком случае музей закрывать с реки Соловецкое подворье?» - спрашивали у Татьяны Масловой. «Не будет», - ответила директор, имея на руках нужные расчеты. И теперь на втором этаже размещаются библиотека (раньше она ютилась в городе где придется), фондохранилище (у музея больше 24 тысяч единиц хранения), выставочный зал (его прежде вообще не было).

Когда музей откроется для посетителей, в нем будет представлен и Северо¬двинск как центр атомного судостроения. Чтобы лучше представить ГРЦАС, Северный морской музей держит связь с музеем Севмаша.

Постоянная проблема морского музея - недостаточное, мягко говоря, финансирование. Денег не хватает на многое, зарплату достойной назвать невозможно. «Держимся на энтузиазме», - говорит Татьяна Маслова.

Поскольку проблема финансирования остра, то и шхуна «Запад», стоящая рядом с музеем и бывшая достопримечательностью Архангельска, без мачты… Но ветер надежды ловят паруса музея.

Мало кто знает, где в находится пушка, которая еще недавно стреляла в Архангельске по праздникам. В свое время только четырем городам России было дано право отмечать выстрелом из пушки 12 часов дня - Санкт-Петербургу, Крон¬штадту, Азову и Архангельску. Почему мы отказались от этой привилегии? Хорошо, чтобы музей нашел это орудие и прибрал.

Сергей ДОМОРОЩЕНОВ