Корабельная сторона
Номер от 8 апреля 2010 г.

Ждем второго «Адмирала»
Единственный авианосец России модернизируют на Севмаше

Фото «КС»
Фото «КС»

Об этом в конце прошлой недели сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на своего информатора. Речь о тяжелом авианесущем крейсере Северного флота «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и его, как подчеркивается, полномасштабной модернизации. Планируемый срок – пять лет, начало работ уже в 2012 году.

ВОПРОС о модернизации единственного в России авианосца назревал давно. Корабль был спущен на воду еще в советское время, затем длительное время служил, ни крупных ремонтов, ни модернизаций на нем не проводилось. Между тем, как пишут специалисты, необходимость в том имеется. Прежде всего будут полностью заменены устаревшие оружейные системы (ракетные, зенитно-артиллерийские и противолодочные комплексы), а также радиоэлектронное оборудование. Относительно модернизации энергетической установки пока ничего не говорится, но, как утверждают злые языки, проблемы в ней, в частности в «котельном хозяйстве», имеются, причем уже много лет. Будет ли значительным объем работ по главной взлетно-посадочной палубе и ангарам, неизвестно, однако одной из целей модернизации корабля ставится увеличение количества базирующихся на авианосце самолетов.

В модернизации авианосца, как сообщает «Интерфакс», возможно участие украинских специалистов Черноморского завода, где, собственно, «Адмирал Кузнецов» в свое время и строился. Правда, договоренностей по этому поводу пока нет, но такой вопрос имеет перспективы в связи с известным потеплением в отношениях между Россией и Украиной. К слову, российские летчики палубной авиации возобновили учебно-тренировочные полеты на крымском комплексе «Нитка». Это произошло почти сразу после того, как прежний президент Украины Ющенко проиграл выборы.

Решение о проведении ремонта и модернизации «Адмирала Горшкова» на Севмаше вполне логично. Ни одна верфь постсоветской России не может принять столь крупный авианосец для полноценного его обновления. Здесь и технические возможности Севмаша, и, безусловно, опыт, который коллектив завода приобрел на модернизации бывшего российского авианесущего крейсера «Адмирал Горшков».

Несколько лет назад у нас был разговор с генеральным директором Севмаша Николаем Калистратовым по поводу «морских авианосных перспектив» России. Состоялся он, между прочим, на взлетной палубе авианосца «Викрамадитья». Тогда Николай Яковлевич говорил и о той лепте, которую могла бы внести главная северо¬двинская верфь, хотя и не слишком забегал вперед, давая понять - чтобы взяться за такие дела, и верфь (в плане ее технического и технологического перевооружения), и, главное, коллектив корабелов еще должны много чего сделать. Продвижение к авианосному будущему, которое на десятки лет загрузило бы коллектив Севмаша работой, должно быть постепенным, шаг за шагом. Понятно, что приход «Адмирала Кузнецова» в Северодвинск, если таковой состоится, будет уже вторым шагом. А первым, конечно же, станет завершение работ и сдача «Викрамадитьи» индийским ВМС.

Олег ХИМАНЫЧ