Корабельная сторона
Номер от 1 апреля 2010 г.

Не только на Миссисипи
У нашего «Гоголя» появится собрат-колесник

Типичный представитель парового колесного флота - мелкосидящий буксир с побортным расположением гребных колес. Фото из архива Олега Химаныча
Типичный представитель парового колесного флота - мелкосидящий буксир с побортным расположением гребных колес. Фото из архива Олега Химаныча

На Городецком судоремонтном заводе строится колесный теплоход. И не просто колесный, а еще и круизный. Об этом сообщает Отпуск.ru и добавляет – это будет первый за всю постсоветскую историю круизный теплоход, построенный в России.

Что есть, то есть. И в советское-то время речные пассажирские лайнеры мы предпочитали заказывать в странах социалистического содружества – ГДР, Венгрии, Югославии, а уж после Ельцина вообще сами ничего не строили. И вот, по словам руководителя Ростуризма Анатолия Ярочкина, в этом году на воду будет спущен первенец под названием «Сура». Узнали мы и другое: его проект придумали специалисты нижегородской группы компаний «ГАМА». Теплоход колесный, причем гребное колесо с плицами располагается в корме судна, осадка теплохода составит всего 60 сантиметров, чтобы возможно было ходить и по так называемым малым рекам - Оке, Северной Двине и даже Суре, в честь которой, собственно, и поименовано будущее судно. Ориентировочная стоимость его строительства составляет 60 млн рублей, ожидаемая окупаемость - 7-8 лет эксплуатации.

Директор группы компаний «ГАМА» Дмитрий Галкин заявил, что он думает о серийном строительстве судов подобного типа не только для расширения круизных рейсов, но и для возобновления судоходства на многих реках. Думается, такую инициативу нужно только приветствовать и даже ставить в пример нам, северянам. Давно уже обмелели наши северные реки, а правительство не торопится чистить фарватеры той же Северной Двины. Не только обмелела река, но и обезлюдели ее берега.

Справедливости ради нужно сказать, что колесные пароходы с кормовым расположением гребного колеса (изобретение инженеров бельгийской фирмы «Коккериль») в России были. Так, в XIX веке можно было наблюдать на Волге и Каме такие чудеса европейской техники, хотя привычнее напоминающие картины судоходного быта времен Марка Твена на Миссисипи. Вспомните, кстати, и «Севрюгу» из знаменитого фильма «Волга-Волга». Позже, правда, по разным причинам, на реке все же возобладали пароходы с побортным расположением гребных колес.

Но это, как говорится, к слову. Главное, что есть люди, у которых пустынные наши реки вызывают тревогу.

Олег АНДРЕЕВ