Корабельная сторона
Номер от 25 марта 2010 г.

Биеннале с рыбным вкусом
Центр судоремонта «Звездочка» принял участие в международной рыбопромышленной выставке «Море. Ресурсы. Технологии». Стенд ягринской верфи по теме нефтегазового судостроения выглядел весьма уместным даже в окружении лотков с деликатесными дарами моря.

Мурманская выставка собирает рыбопромышленников уже в течение одиннадцати лет. Несмотря на то что деятельность «Звездочки» с рыбной ловлей связана лишь косвенно, ягринская верфь стала уже традиционным участником этого форума.

СФЕРА добычи морских биоресурсов затрагивает одну из наиболее болезненных проблем северодвинских судостроителей – судьбу траулеров проекта 50010. Напомним, что в конце 90-х годов прошлого века ягринские корабелы начали серийное строительство этих судов, однако на промысел вышли только два из них – «Архангельск» и «Ягры». Практически готовое третье судно – траулер «Северо¬двинск» уже шесть лет стоит на заводском стапеле. Вместе с ним решения своей судьбы ожидает и четвертый корпус несостоявшейся серии. К попыткам найти хозяина хотя бы для «Северодвинска» завод привлекал чиновников различного уровня вплоть до премьер-министра, однако, несмотря на их убедительные обещания содействия, траулер по-прежнему «живет» в 10-м цехе ягринской верфи.

К сожалению, не принесла новых перспектив и прошедшая выставка. Впрочем, особой надежды на это не питали. Потенциальные покупатели – крупные рыбопромысловые предприятия Северной России – корабелам хорошо известны. Известна и их точка зрения относительно покупки судна. (Надо заметить, в ней мало что изменилось за последние годы.) Рыболовецкое судно, не обеспеченное квотами на добычу биоресурсов, - малопривлекательный товар. Не внесли существенных изменений в позицию рыбаков и меры, предпринятые государством в части лизингового финансирования строительства новых судов. К предлагаемым финансовым схемам рыбопромысловые предприятия относятся с осторожностью, если не сказать с опаской.

Объединенная судостроительная корпорация предложила «Звездочке» изучить вопрос о переоборудовании «Северодвинска» для решения иных, непромысловых задач.

Несмотря на непростую ситуацию в части строительства траулеров, участие «Звездочки» в выставке принесло и определенные позитивные результаты. Рыбопромышленную картину форума удачно разбавила нефтегазовая тематика. И для рыбаков, и для нефтяников море становится общим кормильцем. Необходимость определить точки взаимной деятельности и взаимной безопасности становится понятна уже сегодня. В рамках выставки прошли две международные конференции, посвященные проблемам сохранения уникальной арктической природы в условиях все более интенсивной эксплуатации шельфовых месторождений и комплексному развитию рыболовецкого и нефтегазового комплекса в Арктике. Поэтому представленный на стенде «Звездочки» опыт ягринской верфи в нефтегазовом судостроении выглядел весьма уместно даже в окружении лотков с деликатесными дарами моря.

Переговоры с потенциальными заказчиками траулера, проведенные в ходе выставки, момент долгожданной продажи «Северо¬двинска», к сожалению, не приблизили. Тем не менее отказываться от практики участия в подобных мероприятиях «Звездочка» не намерена. И корабелы, и рыбаки знают, что со стапелей ягринской верфи сходят хорошие суда. Дело за малым – договориться, причем договориться так, чтобы ни одна из сторон не чувствовала себя обделенной. То, что такой консенсус возможен, показывает опыт строительства двух первых траулеров проекта. Может государству стоит призадуматься о том, почему десять лет назад - далеко в не самые благополучные годы - рыбаки могли позволить себе покупать новые суда, а сегодня предпочитают обходиться секонд-хэндом...

Евгений ГЛАДЫШЕВ