Корабельная сторона
Номер от 11 марта 2010 г.

По законам Арктики
Суда простаивают в Белом море по три-четыре дня

Мощная машина у «Диксона», но и та сломалась. Фото Владимира Ларионова
Мощная машина у «Диксона», но и та сломалась. Фото Владимира Ларионова

Виной тому – сложная ледовая обстановка. Гидрологи уверяют: такого мощного льда на Белом море не было за последние 5 лет. Толщина его – от 1 метра и более. Естественно, это сказалось на движении транспортных судов, моряки которых несколько расслабились в условиях так называемого глобального потепления.

СИТУАЦИЮ прокомментировал руководитель Архангельского штаба ледовых операций Николай Гуринов. Он объяснил заторы в Белом море аномально холодной зимой, хотя вряд ли ее можно назвать аномальной, памятуя, что в прошлом температуры в январе и феврале опускались и на более низкие отметки. Если же брать относительно недавний период, то здесь толщина покрова обычно составляла 50-60 сантиметров. Это легко проходимый лед даже для теплоходов с корпусом ледового класса, тем паче ледоколов.

Особенно напряженная ситуация возникла в горле Белого моря, где приливы и отливы, «регулирующие» силу ледовых сжатий, особенно ощутимы. Ледокольный флот не поспевает обслуживать транспорты. Ледокольщики теперь работают по известному принципу проводок в Арктике – формируют караваны в определенной точке, а затем ведут его на выход из Белого моря и в обратном направлении.

«Ситуация еще усугубилась поломкой основного линейного ледокола – «Диксон», который вынужден уйти на ремонт в Мурманск», - сказал Николай Гуринов. На помощь мурманчане отрядили свой ледокол «Капитан Николаев».

Добавим, что, по многолетним наблюдениям гидрологов, март - самый тяжелый месяц для судоходства в Белом море, поскольку льды к этому времени достигают максимальной толщины, а сильный ветер и отливные течения способны спрессовать их в перемычки, труднопроходимые даже для ледоколов.

Добавим также, что аналогичная ситуация на прошлой неделе сложилась и в Балтийском море. Здесь в сжатия попали около 50 транспортных и пассажирских судов. Шведскому ледоколу, например, пришлось освобождать из льдов пассажирский паром «Amorella», на борту которого, находилась одна тысяча пассажиров.

Олег АНДРЕЕВ