Корабельная сторона
Номер от 18 февраля 2010 г.

Жарко было на «Алуште»
Северодвинский теплоход горел в Архангельске. Сообщаем подробности

Похоже, «Алушта» ушла, чтобы не вернуться... Фото из архива Олега Химаныча
Похоже, «Алушта» ушла, чтобы не вернуться... Фото из архива Олега Химаныча

Пожар произошел 9 февраля на территории архангельского судоремонтного завода «Красная кузница». В одном из его доков ремонтировалось пассажирское судно Севмаша теплоход «Алушта». К моменту ЧП на нем была выполнена большая часть работ. Обычно северодвинцы ремонтировали «Алушту» своими силами – на Севмаше, но на сей раз доверили теплоход архангелогородцам, якобы из-за отсутствия свободного места в доке. И вот стряслась беда!

К «пиратам» не причастен

Пассажирский теплоход «Алушта» был построен в 1960 году по проекту 543 болгарской верфью имени Димитрова в Варне. Судно строилось в серии из 14 однотипных судов, которые заказал Советский Союз. Причем первые шесть из них носили названия на букву А: «Аджигол», «Аю-Даг», «Ай-Петри» и так далее. Полное водоизмещение судов 543-го проекта порядка 820-830 тонн, а не 10 тысяч тонн, как поспешили сообщить некоторые СМИ. Длина корпуса теплохода – 63,8 метра, ширина – 9,3 метра. Дизельный двигатель – 736 л.с, а не 1000 л.с. - здесь тоже некоторые СМИ дали маху. Полный ход – свыше 12 узлов. Максимальная пассажировместимость – 86 человек.

К слову, на волне ажиотажа, поднятого СМИ в связи с несчастьем на «Красной кузнице», родился слух о том, что «Алушта» в свое время была занята в съемках одного из первых советских кинобоевиков – «Пираты ХХ века». Это не так. В упомянутом фильме снимался другой теплоход, хотя и того же 543-го проекта, – «Кара-Даг», который к тому времени был уже переименован в «Адмирала Лунина» и числился за Мингео как морское научно-исследовательское судно.

Первое время «Алушта» ходила под флагом Рижского мореходного училища, а в мае 1977 года была передана Северному машиностроительному предприятию. Северодвинские корабелы провели капитальный ремонт судна (1978-1980) с частичным переоборудованием. Затем теплоход использовался как круизное пассажирское судно для рейсов на Соловецкие острова. Впрочем, в иные годы ему находилась и другая работа: «Алушта» трудилась на пассажирской линии Летнего берега Белого моря.

Категория № 3

Итак, пожар возник в 10 часов 45 минут. По первоначальной информации, в трюме теплохода находилось порядка 30 рабочих. Некоторые из них видели яркую вспышку пламени, после чего и вспыхнула обшивка. Ликвидацией пожара, которому присвоили третий, наивысший номер сложности, занимались расчеты шести пожарных частей города – более 30 человек при семи пожарных машинах. Была поднята по тревоге и Архангельская областная служба спасения. Им пришлось бороться с сильной задымленностью и высокой температурой внутри судна. Проникнуть внутрь помещений удалось лишь после полудня. Дым от горящей «Алушты» наблюдали тысячи архангелогородцев. Пожар продолжался до самого вечера.

Во время ремонтных работ на теплоходе находились шесть членов экипажа, число ремонтников точно не указывается. Всем им пришлось эвакуироваться с судна в условиях сильной задымленности. Вышли все, но с разными последствиями. Жизни и здоровью моряков, как заявляли медики, ничего не угрожает. Один из судоремонтников был доставлен в больницу и помещен в реанимацию с травмами средней тяжести.

9 февраля руководство Севмашпредприятия побывало на «Красной кузнице» и осмотрело судно. По словам некоторых специалистов, судно вряд ли удастся восстановить. Старый теплоход выгорел по всей площади, больше всего пострадала главная палуба. Говорят, выгорело все, что могло гореть. Теперь построить новый теплоход, пожалуй, обойдется дешевле, сетуют очевидцы.

Кто виноват?

Судоремонтный завод «Красная кузница» сейчас в состоянии банкротства и работы не ведет. Территория его разбита на производственные участки, где работают несколько фирм. Советник конкурсного управляющего Владимир Дятлов пояснил, что в соответствии с законами ответственность должен нести тот, на чьем участке произошел пожар. Док, в который стала «Алушта», у «Красной кузницы» арендует ООО «Оптимист». Оно имеет все документы для производства ремонтных работ на судах. Правда, главный инженер «Оптимиста» Валерий Шлыков в комментариях по горячим следам журналистам отказал.

Далее стали возникать вопросы, разъяснить которые пока никто не может.

Так, по сообщению «Regnum», меры пожарной безопасности при проведении огневых работ на «Алуште» были соблюдены и согласованы в письменной форме с членами экипажа и представителями заказчика. На судне, как и положено, велся журнал огневых работ, имелось так называемое пожарное разрешение. Сами работы велись только в присутствии членов команды теплохода. Генеральный директор ООО «Оптимист» Павел Герасимов в первый же день после пожара утверждал, что на момент его возникновения в носовом трюме вообще… не было ремонтников. Соответственно и работы там не велись. И далее, после первого осмотра корпуса выяснилось, что основные повреждения судно получило по правому борту, а работы производились (если они действительно производились) исключительно по левому, причем в кормовой части теплохода.

Специальная комиссия Государственного пожарного надзора, которой поручено выяснить причину пожара на судне, продолжает свою работу. Заключение о пригодности «Алушты» к восстановлению, предварительные расчеты стоимости этих работ, если, конечно, восстановление возможно, будут обнародованы позже.

Олег АНДРЕЕВ