Корабельная сторона
Номер от 11 февраля 2010 г.

С милого Севера в сторону южную
Как архангельские поморы участвовали в освоении шестого континента

В конце января Северный морской музей пригласил к себе в гости архангелогородцев, которым довелось участвовать в антарктических экспедициях. Встречу под названием «Шестой континент» приурочили к 190-летию открытия Антарктиды.

ОРГАНИЗАТОРЫ встречи поставили цель: воспоминаниями моряков, полярников раскрыть страницы богатой истории освоения ледового материка и вклад в это дело наших земляков. Ведь предположение о «матерой земле», которая простирается в южных полярных широтах, высказывал еще Михаил Ломоносов, а в норвежской попытке Руаля Амундсена покорить Южный полюс участвовал онежанин Александр Кучин. Начиная с 1946 года десять лет изучение флоры и фауны Антарктических морей вели моряки советских китобойных флотилий, а в 1955 году Совет министров СССР решил создать в Антарктиде постоянно действующие полярные станции. Первыми в декабре того же года к ее берегам вышли и моряки-северяне на дизель-электроходах «Обь» и «Лена».

Подготовка к строительству станций велась на многих предприятиях страны. В том числе и в Архангельске, на заводе «Красная кузница». Здесь изготовили металлические детали домов, мастерских, гаражей. На Маймаксанской судоверфи был выполнен другой ответственный заказ – строительство морского буксира. Рассказывает Николай Тыров, токарь дизель-электрохода «Обь», участник первых трех антарктических экспедиций:

- «Обь», построенную в Голландии специально для работы во льдах, летом 1955 года переоборудовали на Рижском судоремонтном заводе под научное судно. Тогда же мы и узнали о планах работы в Антарктиде. Выбор объяснили просто: у поморов есть опыт работы во льдах. Тогда в экипаже трудилось 15 архангелогородцев. Наше судно было назначено флагманом экспедиции, здесь находился штаб. Поскольку все жилые помещения использовались по максимуму, будущим зимовщикам пришлось размещаться в трюме – весь океанский переход они терпели это вынужденное неудобство. В начале января 1956 года достигли берегов Антарктиды. И экипаж судна, и полярники участвовали в строительстве первой советской станции, получившей название Мирный. Вскоре сюда же подошел другой дизель-электроход – «Лена». Среди его команды также были архангелогородцы – 20 человек, в том числе старший механик Глеб Николаевич Новгородцев.

В последующих экспедициях к берегам Антарктиды участвовали и другие суда Северного морского пароходства. В начале восьмидесятых сюда возили грузы теплоходы «Пионер Эстонии», «Пионер Онеги», «Павел Корчагин». Капитан «Пионера Эстонии» Валерий Сарапунин лишь недавно ушел на заслуженный отдых. Старшим помощником в 1980 году у него был Сергей Ястребцев – нынешний заместитель директора по безопасности мореплавания Северного пароходства. Сергей Сергеевич утверждает, что его становление как судоводителя, как будущего капитана во многом состоялось после работы в условиях суровой и опасной Антарктиды.

Капитаны Александр Давыдов, Виктор Варфоломеев, тоже участники антарктических экспедиций, на встрече рассказывали о дрейфе зажатых льдами судов, о разорванных ураганами в клочья швартовых, о работе на восьмидесятиградусном морозе по 12–14 часов подряд.

Участие в освоении Антарктиды принимали и архангельские рыбаки. Об этом своими воспоминаниями поделился заведующий музеем Архангельского тралового флота Георгий Гуринович:

- Воды, прилегающие к шестому континенту, богаты биоресурсами. Здесь наши рыбацкие суда добывали нототению, ледяную рыбу, клыкач. Причем за пятиминутное траление можно было поднять на борт до 80 тонн улова. С середины 60-х на промысел сюда регулярно ходили большие морозильные траулеры. Их рейсы длились по шесть и более месяцев. Мне довелось работать на БМРТ «Онекотан». Запомнились постоянные шторма с ветром до 30 метров в секунду, волны высотой до 20 метров. Тем не менее, экипажи выполняли производственные планы. Плавбазы и транспорты принимали с траулеров груз рыбы, передавали на суда топливо, снабжение, продукты. Нередко моряки рыболовных, грузовых, научных судов приходили на выручку друг другу. Сегодня, спустя десятилетия, можно только сожалеть, что российский рыболовный флот ушел из этих районов и тем самым потерял право вести здесь промысел.

Владимир СОКОЛОВ