Корабельная сторона
Номер от 11 февраля 2010 г.

Мастер-класс от «Daewoo»
Руководители российского судостроя в Корее провели переговоры. И подмели дорожки

«Daewoo Shipbuilding»: царство идеального порядка. Фото panoramio.com
«Daewoo Shipbuilding»: царство идеального порядка. Фото panoramio.com

Гендиректор Севмаша Николай Калистратов, его заместитель Валерий Бородин, главный инженер ОАО «Адмиралтейские верфи» Михаил Александров и другие руководители ведущих отечественных верфей во главе с и.о. президента Объединенной судостроительной корпорации Романом Троценко побывали на знаменитом южнокорейском предприятии «Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering».

ЭТО ТРЕТЬЯ в мире по величине и вторая по объемам коммерческого судостроения судостроительная компания. Она специализируется на строительстве судов-газовозов, плавучих заводов по сжижению газа, платформ для шельфовых месторождений, добычных судов дедвейтом более 100 тысяч тонн, танкеров, дизельных подводных лодок. Почти каждый день со стапелей сходит новое судно. Для корейских корабелов это обычный рабочий ритм. Предприятие осваивает миллион тонн металла в год.

По словам Валерия Викторовича, каждый день к набережной приходят суда с металлом из Кореи, Китая, Японии. Используются листы большой толщины и таких же габаритов, как на Севмаше. Разгружают металл с помощью магнитного крана или специальных трайлеров. Далее металл проходит через склад, находящийся прямо перед цехом на линии по очистке и окраске. Затем – раскрой, маркировка и даже разметка под устанавливаемый набор, после чего деталь уже практически готова под сварку. Плазменные резаки режут не только вертикально, но и под различными углами. Далее детали попадают на участки формирования подсекций и секций. Очень широко используются средства малой механизации, клин и кувалду встретишь редко.

В основе работы – создание максимально насыщенной секции со всем входящим в нее оборудованием. В строгом соответствии с графиком эти конструкции перевозят на другой участок или в покрасочные камеры, затем – на стапель или на достроечную набережную. В итоге на набережной возле объектов не требуется большого числа кранов. К примеру, возле крупного добычного судна – два портальных крана; один на судне – башенный и плавкран грузоподъемностью 5000 тонн. Современное оборудование в цехе и четкое исполнение обязанностей всеми участниками процесса позволяет сократить производственный цикл. На верфи постоянно идут обновления, сейчас ведется изготовление и монтаж крана грузоподъемностью 900 тонн. Красноречивы лозунги в цехах: «Нет изменений – нет будущего».

Из 30 тысяч сотрудников компании 19 тысяч работают по контракту, другие 11 тысяч – штатные работники, элита. Для них – общежития, транспорт, работает детский сад. Так, конструкторов и технологов – 1900 штатных и 1100 по договору, они объединены в один цех – инженерный. Разработка проектов платформ осуществляется в специальной системе «PDMS», проектов судов – в системе «TRIBON», интерфейс между системами – ноу-хау компании. Штатных рабочих – 8 тысяч. В цехах нет мастеров, а лишь бригадиры – по одному на 15 человек. Начальник цеха в течение дня находится непосредственно на производственных участках.

Каждое утро на «Daewoo Shipbuilding» начинается с уборки территории. От этой «черновой» работы не освобождается никто: и простые рабочие, и заместители генерального директора еще до начала рабочего дня 20 минут убирают свои участки. После уборки – зарядка и традиционный «ритуал»: старший по должности призывает к соблюдению мер безопасности во время работы.

Российские гости тоже получили щетки и убрали площадку длиной 300 метров. Нашли на ней три окурка… Кстати, мусор сортируется: тот, что еще можно использовать в производстве, – в особый контейнер. Николай Яковлевич уверен, что этот опыт необходимо внедрить и на Севмаше.

Обо всем этом речь шла на недавнем совещании руководителей цехов и подразделений Севмаша. Руководство завода дает понять, что изучение и освоение корейского опыта только начинается. Планируется стажировка конструкторов, владеющих английским, в «Daewoo Shipbuilding». Договоренность об этом достигнута, как и о том, что работники «Daewoo» будут приезжать в Северодвинск делиться опытом. Южнокорейская компания выразила готовность сотрудничать с Севмашем в нефтегазовых проектах.

Что ж, такое партнерство весьма кстати. Хочется верить, что нашим корабелам по силам усвоить уроки корейских коллег. Не секрет, что именно с показателями южнокорейских судостроительных гигантов как признанных лидеров этой отрасли нередко сравнивают показатели отечественных верфей – и сопоставление отнюдь не в пользу россиян.

Борис ВОРОБЬЕВ

(по материалам пресс-службы Севмаша)