Корабельная сторона
Номер от 4 февраля 2010 г.

Новая дорога Севдормаша
Заводу уже за 70, и он разорен, но есть возможность его спасти

Когда-то конвейер сборочного цеха «Севдормаша» работал в две смены. Фото из архива Олега Химаныча
Когда-то конвейер сборочного цеха «Севдормаша» работал в две смены. Фото из архива Олега Химаныча

Завод дорожных машин был основан в 1939 году. Поначалу это были небольшие мастерские, и только в свой двадцатый год существования он приобрел новую специализацию – выпуск дорожных снегоочистителей. С этого времени и начался определенный подъем предприятия.

ПРОДУКЦИЯ его стала востребованной по всей стране, более того – поступали экспортные заказы. В

70-е годы прошлого века Севдормаш считался одним из основных промышленных производств Северодвинска, не включенных в систему морского оборонного заказа. Именно морского, поскольку снегоочистительную технику у Севдормаша покупало и Министерство обороны. Особенным спросом, например, пользовалась техника для очистки аэродромных полос ото льда.

В 1992 году завод дорожных машин акционировали. Большинство акций сегодня принадлежит некой АФК «Система». Какие планы в отношении Севдормаша вынашивали эти хозяева, неизвестно, но объемы производства на предприятии ежегодно снижались, и на сегодня завод утонул в долгах - предприятие имеет значительную задолженность по налоговым платежам и финансовым обязательствам, 10,4 миллиона рублей составляет задолженность по заработной плате. Закономерный итог: с октября прошлого года Севдормаш ступил на дорогу, ведущую к банкротству, на заводе введено конкурсное управление. Тем не менее каким-то чудом Севдормаш сохранил часть своих кадров, свой станочный парк и, как полагает новое руководство города, при определенных условиях способен возобновить производство. Представители мэрии, лично Михаил Гмырин не раз бывали на предприятии, встречались с его коллективом и даже пытались обязать владельцев завода ликвидировать задолженность по зарплате. Так, летом 2009 года удалось добиться погашения 5 миллионов рублей долга, помочь части коллектива найти работу в других организациях Северодвинска. Однако возобновление работы Севдормаша, возможно, не входит в планы его собственников – исполняющего обязанности конкурсного управляющего Юрия Рябовола на заводе давно не видели, и работники вынуждены были обратиться в прокуратуру с требованием взыскать с владельцев Севдормаша долги по зарплате и выходным пособиям.

Правда, в последние дни перед бесперспективным заводом забрезжил свет в конце длинного и темного тоннеля, в который завели предприятие новые хозяева. Мэр Северодвинска Михаил Гмырин предложил и.о. президента ОАО «ОСК» Роману Троценко использовать предприятие для выполнения задач Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Пожалуй, это действительно единственная возможность спасти предприятие.

Вопрос обсуждался на встрече Михаила Аркадьевича с Романом Троценко и новым министром промышленности, транспорта и связи Архангельской области Эрнестом Белокоровиным. Мэром были высказаны предложения, пусть и не профильные по специфике Севдормаша, но способные дать определенную загрузку предприятию. Троценко в свою очередь поручил генеральному директору центра судостроения «Звездочка» Владимиру Никитину совместно с представителями Северного холдинга ОСК изучить их и подготовить доклад о перспективах использования завода. При этом Роман Троценко не исключал возможности приобретения Севдормаша в собственность судостроительной корпорации.

Олег АНДРЕЕВ