Корабельная сторона
Номер от 28 января 2010 г.

«Синева» нам в помощь
Еще одна атомная подлодка России вернулась в строй. На десять лет. А дальше?

Макет «Карелии» в руках командира корабля – капитана II ранга Алексея Сысуева. «Карелия» несет «Синеву». «Синева», в свою очередь, держит ядерный щит России на море. Фото Олега Химаныча
Макет «Карелии» в руках командира корабля – капитана II ранга Алексея Сысуева. «Карелия» несет «Синеву». «Синева», в свою очередь, держит ядерный щит России на море. Фото Олега Химаныча

Об этом праздничном событии на «Звездочке» в минувшую пятницу сообщили все центральные СМИ. Событие стоило того: северодвинские судоремонтники официально возвращали после модернизации в строй боевых кораблей флота атомную подлодку К-18 «Карелия».

О САМОЙ «Карелии». Подводный ракетоносец стратегического назначения К-18 был построен на противоположной от ягринского берега стороне Никольского устья – на Севмаше. Было это в 1989 году. Корабль строили в серии «ковалевских» подлодок проекта 667БДРМ. 18 сентября 1996 года к оперативно-тактическому номеру корабля приказом главкома было добавлено наименование – «Карелия». До своего появления на «Звездочке» подлодка выполнила 12 боевых служб, 26 раз выходила на боевые службы, из ракетных шахт «Карелии» 14 раз стартовали стратегические ракеты, разумеется в учебных целях. Общий морской «километраж» подлодки составил порядка 140 тысяч миль. Этого достаточно, чтобы ряду поизношенных систем и механизмов корабля претендовать на средний восстановительный ремонт. К тому же и главному вооружению «Карелии» - баллистическим ракетам потребовалась замена на более современные и эффективные. Ничто в нашем беспокойном мире не стоит на месте – ядерное ракетное оружие, к сожалению, тоже.

В августе 2004 года «Карелия» пришла в Северодвинск, и «Звездочка» взялась за ее модернизацию.

Подписывается приемный акт АПЛ К-18 «Карелия». Фото Олега Химаныча
Подписывается приемный акт АПЛ К-18 «Карелия». Фото Олега Химаныча

ВПРОЧЕМ, в последней участвовала не одна только «Звездочка», и здесь правомерно говорить о кооперации ее с коллективами СПО «Арктика», НПО «Автоматика», с Ижевским и Миасским машиностроительными заводами, с целым рядом других научно-производственных объединений, предприятий, институтов и бюро.

Как сказано в пресс-релизе предприятия «Звездочка», «в ходе ремонта корабля выполнены более ста модернизационных работ, направленных на повышение технических и боевых характеристик крейсера. Понизилась шумность АПЛ, увеличились ее возможности по обнаружению подлодок противника, значительно повысилось обеспечение живучести и ядерной безопасности. Выполнена модернизация ракетного комплекса».

Последнее представляется сегодня самым важным. Новые баллистические ракеты для наших подлодок стратегического назначения разработал их традиционный «поставщик» - Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева. Наименование комплекса звучит несколько лирично – «Синева», не в пример сложному специфическиому коду - Р-29РМУ2 (РСМ-54), язык сломаешь! Вот о «Синеве» и стоит поговорить в контексте события, которое отпраздновала «Звездочка» в минувшую пятницу.

Кстати, у специалистов стран НАТО своя классификация. По ней «Синеву» на Западе кличут SSN-23 «Skif». Есть мнение, что жидкостная трехступенчатая «Синева» с цельносварным корпусом из алюминиево-магниевого сплава является модификацией ракеты предыдущего поколения – Р29Р, созданной в 80-х годах прошлого века. Однако есть и те, кто чуть ли не категорически отрицает это, отводя Р29Р лишь роль «прообраза».

Обязательно нужно сказать: перед миасскими разработчиками ракеты стояла чрезвычайно сложная задача – создать баллистическую ракету морского базирования с максимальными тактико-техническими характеристиками, но с минимальными изменениями в конструкции ее носителя – подлодки проекта 667БДРМ. Миасцы, начав работу в 1999 году, с главной задачей справились. «Синева» почти на 5 тонн тяжелее своего «прообраза», способна «забросить груз» в полтора раза тяжелее, дальность этого броска тоже возросла, а параметры пусковой шахты остались прежними. Кроме того, «Синева» оснащена высокоточной астрорадиоинерциальной системой управления, изначально рассчитанной для работы в арктических широтах, конструкторы повысили ее устойчивость к воздействию электромагнитного импульса, установлен новый комплекс средств преодоления противоракетной обороны и система спутниковой навигации. Наконец, у «Синевы» новые боевые блоки. Ракета была испытана и принята на вооружение ВМФ России 9 июля 2007 года. В открытой печати называется количество этих ракет, которое будет иметь наша страна, – порядка ста.

Еще немного боевой арифметики. Лодки проекта 667БДРМ способны нести по 16 ракет каждая. Каждая ракета комплекса «Синева» в соответствии с международными договоренностями оснащается четырьмя боеголовками, хотя возможности здесь много шире – 10 блоков. В каждом блоке ударная ядерная мощь в 100 килотонн. А теперь помножьте все, а в конце еще раз помножьте на семь - и получите потенциальную энергию «Синевы».

Почему помножить на семь? Потому что у России семь подводных крейсеров проекта 667БДРМ. Из них часть уже вооружились на «Звездочке» новым комплексом. Например, «Верхотурье», «Екатеринбург», «Брянск», «Тула», теперь вот «Карелия», на очереди «Новомосковск».

Среди тех, кто был награжден за модернизацию подлодки, были и представители субподрядных организаций. Заместитель генерального директора СПО «Арктика» Вячеслав Лаврушин. Фото Олега Химаныча
Среди тех, кто был награжден за модернизацию подлодки, были и представители субподрядных организаций. Заместитель генерального директора СПО «Арктика» Вячеслав Лаврушин. Фото Олега Химаныча

По официально заявленным тактико-техническим данным, максимальная дистанция полета у «Синевы» составляет 8300 километров. Однако на испытаниях «опытным путем» ракетчики доказали – она может лететь и дальше – на 11500 километров, а это на полтысячи километров больше, чем дальность у американского «Трайдента II».

Еще о возможностях. 13-14 июля 2009 года АПЛ «Екатеринбург» и «Брянск» пришли в район Северного полюса, взломали своими корпусами льды и стрельнули ракетами «Синева». Одна из них полетела по максимальной баллистической траектории, другая - по минимальной, навесной. Последнее, к слову, еще надо уметь. Одна ракета «доставила» условные боевые блоки на камчатский полигон Кура, другая – на канинский полигон Чижа. В целом была наглядно продемонстрирована возможность наших подлодок наносить различного свойства ядерные удары из Арктики, где слежение за стратегическими крейсерами крайне затруднено даже для авиации и космической разведки. И это уже очень серьезно.

Сегодня «Синева» является основой морской составляющей нашей ядерной триады, и сам факт того, что очередной наш подводный корабль вооружился комплексом Р-29РМУ2 на «Звездочке», ставит его в ряд действительно значимых событий, а ягринскую верфь - на острие борьбы за ракетный паритет в океане.

Наконец последнее, хотя и первостепенное. Пока в строй не вошли подлодки нового поколения, проекта 995 «Борей», в чьих шахтах планируется разместить «оскандалившиеся» ракеты «Булава», вся российская ядерная надега только на «Синеву». Вот только когда войдут в строй корабли, построенные под «Булаву», и войдут ли они вообще, сегодня сказать мало кто берется. Скептиков, как и критиков, у широко разрекламированной, но чересчур строптивой ракеты уже полно. Впрочем, даже если она наконец полетит куда надо, отставание России от потенциальных соперников в создании баллистических ракет морского базирования, к сожалению, уже означилось. Так что «Синева» нам в помощь. Но только до поры до времени.

Заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ

Тел. 50-80-12