Еще одна атомная подлодка России вернулась в строй. На десять лет. А дальше?
|
Макет «Карелии» в руках командира корабля – капитана II ранга Алексея Сысуева. «Карелия» несет «Синеву». «Синева», в свою очередь, держит ядерный щит России на море. Фото Олега Химаныча |
Об этом праздничном событии на «Звездочке» в минувшую пятницу сообщили все центральные СМИ. Событие стоило того: северодвинские судоремонтники официально возвращали после модернизации в строй боевых кораблей флота атомную подлодку К-18 «Карелия».
О САМОЙ «Карелии». Подводный ракетоносец стратегического назначения К-18 был построен на противоположной от ягринского берега стороне Никольского устья – на Севмаше. Было это в 1989 году. Корабль строили в серии «ковалевских» подлодок проекта 667БДРМ. 18 сентября 1996 года к оперативно-тактическому номеру корабля приказом главкома было добавлено наименование – «Карелия». До своего появления на «Звездочке» подлодка выполнила 12 боевых служб, 26 раз выходила на боевые службы, из ракетных шахт «Карелии» 14 раз стартовали стратегические ракеты, разумеется в учебных целях. Общий морской «километраж» подлодки составил порядка 140 тысяч миль. Этого достаточно, чтобы ряду поизношенных систем и механизмов корабля претендовать на средний восстановительный ремонт. К тому же и главному вооружению «Карелии» - баллистическим ракетам потребовалась замена на более современные и эффективные. Ничто в нашем беспокойном мире не стоит на месте – ядерное ракетное оружие, к сожалению, тоже.
В августе 2004 года «Карелия» пришла в Северодвинск, и «Звездочка» взялась за ее модернизацию.
|
Подписывается приемный акт АПЛ К-18 «Карелия». Фото Олега Химаныча |
ВПРОЧЕМ, в последней участвовала не одна только «Звездочка», и здесь правомерно говорить о кооперации ее с коллективами СПО «Арктика», НПО «Автоматика», с Ижевским и Миасским машиностроительными заводами, с целым рядом других научно-производственных объединений, предприятий, институтов и бюро.
Как сказано в пресс-релизе предприятия «Звездочка», «в ходе ремонта корабля выполнены более ста модернизационных работ, направленных на повышение технических и боевых характеристик крейсера. Понизилась шумность АПЛ, увеличились ее возможности по обнаружению подлодок противника, значительно повысилось обеспечение живучести и ядерной безопасности. Выполнена модернизация ракетного комплекса».
Последнее представляется сегодня самым важным. Новые баллистические ракеты для наших подлодок стратегического назначения разработал их традиционный «поставщик» - Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева. Наименование комплекса звучит несколько лирично – «Синева», не в пример сложному специфическиому коду - Р-29РМУ2 (РСМ-54), язык сломаешь! Вот о «Синеве» и стоит поговорить в контексте события, которое отпраздновала «Звездочка» в минувшую пятницу.
Кстати, у специалистов стран НАТО своя классификация. По ней «Синеву» на Западе кличут SSN-23 «Skif». Есть мнение, что жидкостная трехступенчатая «Синева» с цельносварным корпусом из алюминиево-магниевого сплава является модификацией ракеты предыдущего поколения – Р29Р, созданной в 80-х годах прошлого века. Однако есть и те, кто чуть ли не категорически отрицает это, отводя Р29Р лишь роль «прообраза».
Обязательно нужно сказать: перед миасскими разработчиками ракеты стояла чрезвычайно сложная задача – создать баллистическую ракету морского базирования с максимальными тактико-техническими характеристиками, но с минимальными изменениями в конструкции ее носителя – подлодки проекта 667БДРМ. Миасцы, начав работу в 1999 году, с главной задачей справились. «Синева» почти на 5 тонн тяжелее своего «прообраза», способна «забросить груз» в полтора раза тяжелее, дальность этого броска тоже возросла, а параметры пусковой шахты остались прежними. Кроме того, «Синева» оснащена высокоточной астрорадиоинерциальной системой управления, изначально рассчитанной для работы в арктических широтах, конструкторы повысили ее устойчивость к воздействию электромагнитного импульса, установлен новый комплекс средств преодоления противоракетной обороны и система спутниковой навигации. Наконец, у «Синевы» новые боевые блоки. Ракета была испытана и принята на вооружение ВМФ России 9 июля 2007 года. В открытой печати называется количество этих ракет, которое будет иметь наша страна, – порядка ста.
Еще немного боевой арифметики. Лодки проекта 667БДРМ способны нести по 16 ракет каждая. Каждая ракета комплекса «Синева» в соответствии с международными договоренностями оснащается четырьмя боеголовками, хотя возможности здесь много шире – 10 блоков. В каждом блоке ударная ядерная мощь в 100 килотонн. А теперь помножьте все, а в конце еще раз помножьте на семь - и получите потенциальную энергию «Синевы».
Почему помножить на семь? Потому что у России семь подводных крейсеров проекта 667БДРМ. Из них часть уже вооружились на «Звездочке» новым комплексом. Например, «Верхотурье», «Екатеринбург», «Брянск», «Тула», теперь вот «Карелия», на очереди «Новомосковск».
|
Среди тех, кто был награжден за модернизацию подлодки, были и представители субподрядных организаций. Заместитель генерального директора СПО «Арктика» Вячеслав Лаврушин. Фото Олега Химаныча |
По официально заявленным тактико-техническим данным, максимальная дистанция полета у «Синевы» составляет 8300 километров. Однако на испытаниях «опытным путем» ракетчики доказали – она может лететь и дальше – на 11500 километров, а это на полтысячи километров больше, чем дальность у американского «Трайдента II».
Еще о возможностях. 13-14 июля 2009 года АПЛ «Екатеринбург» и «Брянск» пришли в район Северного полюса, взломали своими корпусами льды и стрельнули ракетами «Синева». Одна из них полетела по максимальной баллистической траектории, другая - по минимальной, навесной. Последнее, к слову, еще надо уметь. Одна ракета «доставила» условные боевые блоки на камчатский полигон Кура, другая – на канинский полигон Чижа. В целом была наглядно продемонстрирована возможность наших подлодок наносить различного свойства ядерные удары из Арктики, где слежение за стратегическими крейсерами крайне затруднено даже для авиации и космической разведки. И это уже очень серьезно.
Сегодня «Синева» является основой морской составляющей нашей ядерной триады, и сам факт того, что очередной наш подводный корабль вооружился комплексом Р-29РМУ2 на «Звездочке», ставит его в ряд действительно значимых событий, а ягринскую верфь - на острие борьбы за ракетный паритет в океане.
Наконец последнее, хотя и первостепенное. Пока в строй не вошли подлодки нового поколения, проекта 995 «Борей», в чьих шахтах планируется разместить «оскандалившиеся» ракеты «Булава», вся российская ядерная надега только на «Синеву». Вот только когда войдут в строй корабли, построенные под «Булаву», и войдут ли они вообще, сегодня сказать мало кто берется. Скептиков, как и критиков, у широко разрекламированной, но чересчур строптивой ракеты уже полно. Впрочем, даже если она наконец полетит куда надо, отставание России от потенциальных соперников в создании баллистических ракет морского базирования, к сожалению, уже означилось. Так что «Синева» нам в помощь. Но только до поры до времени.
Заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ
Тел. 50-80-12