Корабельная сторона
Номер от 14 января 2010 г.

Большая индийская мечта
Отныне известна даже ее масса – от 40 до 50 тысяч тонн

Задачу ставим так: стать четвертой страной. Фото «КС»
Задачу ставим так: стать четвертой страной. Фото «КС»

В первые дни этого года группа индийских журналистов побывала на судостроительном заводе в Кочине, где наблюдала за строительством первого индийского авианосца. Этот визит представителей СМИ имел широкий резонанс не только в самой Индии, но и за рубежом. И вовсе не случайно, поскольку многочисленные разговоры об «авианосном козыре» южноазиатской республики наконец-то облеклись в конкретную форму.

ПРЕССА не скупится на комментарии начатого строительства и в связи с этим цитирует оптимистичные заявления индийских флотоводцев. «Это была наша мечта – вооружить Индию авианосцем», - заявил председатель совета директоров Кочинского судостроительного завода коммодор М. Джитьендран. Его дополнил начальник штаба ВМС Индии адмирал Нирмал Кумар Вирма: «В следующем десятилетии ВМС Индии должны иметь 160 кораблей и свыше 300 самолетов». Особо подчеркивается тот факт, что в настоящее время только США, Россия и Великобритания имеют авианосцы водоизмещением более 40 тыс тонн. Индия станет четвертой.

Из материалов следует, что индийцы намерены спустить на воду свой авианосец уже в 2010 году, а ввести его в строй в 2014 году. Напомним, его строительство началось в 2006 году и на сегодняшний день готовность по формированию его корпуса составляет около 70 процентов. В настоящее время итальянская фирма «Fincantieri» оказывает индийцам помощь в монтаже газотурбинной энергетической установки, а российские специалисты - в отладке авиационных систем.

Небольшой экскурс в историю авианосных притязаний Индии. Впервые о них было объявлено еще в 1989 году, когда ВМС решили заменить стареющие британские авианосцы, бывшие в составе индийского флота, новыми кораблями водоизмещением по 28 тыс. тонн. Однако вскоре от этих планов отказались, отдав предпочтение итальянскому авианосцу класса «Джузеппе Гарибальди» (17 тысяч тонн водоизмещения и 15 самолетов). Еще через шесть лет, в 1997 году, разговор уже пошел об авианосце в 24 тысячи тонн, а в 2006 году индийский флот заявил о планах иметь в своем составе корабль длиной 252 м и водоизмещением до 37 тыс. тонн, а затем заговорили уже и о водоизмещении 40 тыс. тонн.

Нынешний проект отечественного авианосца разработан в Индии так называемым управлением военно-морского дизайна. Он реализуется с опозданием. Задержка была связана с непоставками высококачественных корабельных сталей. Здесь Индию подвела Япония, и только благодаря компании «Steel Authority of India Ltd» дело сдвинулось с места.

Длина корабля составит 260 метров, ширина – 60. Корабль будет оснащен четырьмя газовыми турбинами. Газотурбинная установка мощностью 88 МВт обеспечит кораблю ход до 28 узлов. Дальность плавания составит 8000 миль. Экипаж – 1600 человек. Авианосец будет иметь две взлетно-посадочных полосы по 200 метров каждая и посадочную площадку для вертолетов. Полетную палубу индийцы намерены создать по технологии STOBAR, которая предполагает посадку самолетов с помощью аэрофинишера, а взлет с помощью трамплина. На корабле сможет базироваться мощное авиакрыло, включая 30 истребителей МиГ-29 и легкие истребители Tejas.

Олег АНДРЕЕВ