Корабельная сторона
Номер от 14 января 2010 г.

К чему колониальные замашки?
Нам нужны корабли океанской зоны: авианосцы, крейсера, эсминцы

Возможность покупки Россией французского десантного корабля «Mistral» по-прежнему одна из самых обсуждаемых тем на морских сайтах. Мнения порой звучат жесткие. В частности, это интервью с бывшим начальником штаба ВМФ, первым заместителем главкома Валентином Селивановым мы публикуем в сокращении и со ссылкой на сайт «Корабел.ru».

- ВАЛЕНТИН Егорович, действительно ли закупка французского корабля вызвана неспособностью нашей промышленности создавать такие суда?

- Чушь полная. Мы начали строить крупные десантные корабли еще в середине 70-х годов. Первый корабль такого класса «Иван Рогов» вошел в состав флота в 1978 году. Он не просто был построен, но и прошел все испытания, имел слаженный экипаж. Создал «Ивана Рогова» завод «Янтарь» в Калининграде. Корабль по боевым возможностям вполне сопоставим с «Мистралем», мог принимать на борт десантные катера на воздушной подушке, танки и вертолеты.

- Тем не менее утверждают, что наши корабелы неспособны построить такое «чудо техники», как «Мистраль».

- Десантный корабль по сложности производства не идет ни в какое сравнение с атомными лодками и ракетными крейсерами, которые пока мы еще способны производить. Мы сейчас продолжаем строить атомные ледоколы. А это суда в десять раз более сложные, чем десантный корабль. Что такое вертолетоносец? Попросту говоря, огромное корыто. И для создания такого «корыта» нужны не суперсовременные технологии, а обыкновенная добротная сварка, в чем наша страна находится на передовых позициях. Кстати, разговоры о производстве десантных кораблей по образцу «Мистраля» - чистый дилетантизм, ибо для этого нужно покупать лицензию, а она стоит 90% стоимости корабля. Овчинка выделки не стоит. Разговоры о закупке иностранных военных кораблей сильно вредят репутации российского судостроения. Кто будет заказывать нам корабли, если мы сами намерены покупать их за рубежом?

- Может быть, покупка «Мистраля» вызвана острой потребностью поддержания бое¬готовности флота?

- Ничего подобного. Десантные корабли такого класса нужны для экспедиционных операций типа войны в Ираке. Они сейчас нужны странам, имеющим колониальные замашки. Той же Америке. Франция до сих пор держит военные базы в Западной Африке, французам крупные десантные корабли нужны. А нам-то зачем? Нам остро нужны боевые корабли океанской зоны - ракетные крейсера, авианосцы, эсминцы.

- Еще говорят, что «Мистраль» может стать прекрасным штабным судном.

- Это штатские генералы и их советницы в Минобороны могут так говорить. У моряков такие разговоры могут вызвать только насмешки. Я много лет командовал 5-й оперативной эскадрой ВМФ СССР в Средиземном море. Штаб должен быть на наиболее мощном корабле, имеющем надежные средства противовоздушной и противолодочной обороны, эффективные системы управления и связи. На вертолетоносце мощное вооружение и система управления не нужны по определению. Так что предположения о «Мистрале» как о штабном корабле – дилетантский треп.

- Президент Дмитрий Медведев в недавнем Послании Федеральному Собранию заявил, что флот вот-вот получит три атомные подводные лодки и один корвет. Это свидетельство намерения заняться возрождением флота?

- Президент, по-видимому, не знает о реальном состоянии дел. За 19 лет после переворота 1991 года для ВМФ России построен только один надводный корабль – «Стерегущий». Прорыва в этом направлении и не предвидится. Пока лишь разговоры. В любом случае корвет (малый противолодочный корабль) – это, во флотском понимании, просто катер.

Что касается атомных подводных лодок. Многоцелевую АПЛ, которая находится в самой высокой стадии завершенности, заложили еще 21 декабря 1993 года. Я присутствовал при ее закладке. Ее до сих пор не спустили на воду. Что до двух ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, то ни в этом, ни в следующем году они на воду спущены не будут. Это я как специалист заявляю. В любом случае, для них нет оружия, ведь предназначенная для них ракета «Булава» до сих пор не летает и неизвестно, когда она полетит.

- Как вы оцениваете боеготовность российского флота в целом?

- Недавно президент отправился в Сингапур. Явно для того, чтобы продемонстрировать нашу военно-морскую мощь, туда же был направлен ракетный крейсер «Варяг». Крейсер пошел в Сингапур один, без охранения. Это полный абсурд. Даже в мирное время такой корабль должен ходить с 3-4 судами сопровождения. А тут поблизости от Сингапура прятался наш морской буксир. Ясно почему! Ведь «Варяг» уже терял ход во время визита в Китай несколько лет назад. Ныне выход любого боевого корабля в море осуществляется только после того, как его примет специальная комиссия из Москвы. Но глубина разрушения ВМФ такова, что буквально в послед¬ние дни дважды взрывался флотский арсенал в Ульяновске, потеряла ход единственная российская подлодка на Черном море и упал в море морской разведчик Ту-143. О какой боеготовности российского флота можно говорить в этих условиях?