Корабельная сторона
Номер от 24 декабря 2009 г.

Результат непревзойденный! А про «спасибо» забыли
Как мурманские моряки наших корабелов-ягринцев обидели

В самый канун 50-летия первого в мире атомного ледокола «Ленин» издательство «Европейские издания» (Paulsen) выпустило книгу мурманского автора Владимира Блинова «Ледокол «Ленин». Первый атомный». Внешне издание производит впечатление – формат, бумага, твердая обложка, есть и суперобложка, соответствующие статусному моменту рецензенты и ссылка на общую редакцию доктора наук П.В. Боярского. Да и тираж по сегодняшним временам тоже солидный – 3000 экземпляров.

В КНИГЕ шесть полновесных глав. Первая озаглавлена «Рождение», последняя – «Возрождение». Сразу замечу, что последняя глава не о том возрождении, которое атомный ледокол «Ленин» прошел на северодвинской «Звездочке» с 1967 по 1970 год, а о возрождении в том смысле, что из отстойных кораблей «Атомфлота» его совершенно заслуженно переделали в корабль-музей и привели к почетной стоянке в мурманском порту.

В книге достаточно подробно, и это надо приветствовать, описана ледовая одиссея ледокола, биографии его первых главных специалистов, целая глава посвящена проблемам, с которыми столкнулись моряки последующих за «Лениным» атомных ледоколов, и всего лишь дважды (!) упомянут Северодвинск: «В 1967 году атомный ледокол «Ленин» распрощался с атомной установкой первого поколения и был отбуксирован в Северодвинск для монтажа новой – ОК-900» и «…где-то в засекреченном городе Северодвинске реконструировали и модернизировали». Странно, возможно, и был Северодвинск «засекреченным» в 70-х, но сейчас-то что мешало автору узнать подробности трудовой эпопеи с заменой ядерной энергетики «Ленина»?!

 На снимке патриарха советской фотографии Евгения Халдея атомоход «Ленин» (на втором плане) сменяет в Арктике легендарного «Ермака». Фото из архива Олега Химаныча
На снимке патриарха советской фотографии Евгения Халдея атомоход «Ленин» (на втором плане) сменяет в Арктике легендарного «Ермака». Фото из архива Олега Химаныча

Три года из 30 лет своей биографии провел «Ленин» в Северодвинске, и все это время коллектив предприятия «Звездочка» вел уникальную операцию по пересадке ядерного сердца корабля. Не кусок поврежденного планширя и даже не корпус ледокола ремонтировали ягринцы, а меняли главнейшую составляющую – атомную энергетическую установку. Из книги: «Надо сказать, парогенераторы для экипажа «Ленина» головной болью были во время эксплуатации первой атомной паропроизводящей установки ОК-150. После ее замены на ОК-900 с 1970 по 1989 год парогенераторы моряков по-крупному не беспокоили. Всего на новой установке было наработано 97 тысяч часов - результат, к тому времени не превзойденный на более новых, совершенных атомоходах». И все!

Вот тебе раз! «Парогенераторы не беспокоили», «результат непревзойденный», а ягринцам за это «спасибо» не сказали, даже не упомянули. А ведь коллектив «Звездочки» в 1971-м в том числе за этот, не побоюсь сказать, трудовой подвиг был удостоен ордена Ленина! В книге же к юбилею атомного ледокола слово «Звездочка» отсутствует вообще!

Вот отчего знакомство с новой книгой мурманского автора оставило меня, и, уверен, не только меня, мягко говоря, в недоумении. В предисловии издания говорится: «Автор попытался сделать шаг к решению задачи восстановления исторической объективности». Большим этот шаг, к сожалению, не получился. И уж точно – сделан он в сторону от исторической объективности.

Олег ХИМАНЫЧ