Корабельная сторона
Номер от 17 декабря 2009 г.

Из первых уст
Сегодня у нас есть повод изменить название нашей традиционной рубрики «У всех на устах». Точнее, несколько интерпретировать ее. В самый канун 70-летия главной северодвинской верфи мы задали своим респондентам один вопрос: чем является для вас Севмаш, что значил он в судьбе? Нам ответили…

Владимир Алсуфьев, начальник управления по социальным вопросам Севмаша:

«Пожалуй, скажу так: Севмаш – это вся моя жизнь. Хотя, признаюсь, поначалу я и не предполагал, что именно это предприятие станет моей судьбой. Судьбой и в профессиональном смысле, и в личном, человеческом. Так сложилось, я один из немногих руководителей Севмаша, у которого дети работают на заводе, – у нас династия. Думаю, этим можно гордиться».

Николай Житов, председатель профсоюза работников судостроения Архангельской области, почетный ветеран предприятия:

«На завод я пришел в 17 лет, работал, отсюда ушел служить во флот, сюда же и вернулся. Служил в 1-й флотилии подводных лодок Северного флота. Когда уже подходил срок демобилизации, меня очень усердно агитировали остаться работать на плавучем судоремонтном заводе там, на Севере, предлагали высокие должности, звали и на «Нерпу». Но я уже тогда твердо решил и ответил – нет, для меня есть Севмаш, - на него вернулся и прошел здесь всю жизненную школу».

Юрий Зеленский, капитан I ранга, первый командир подлодки К-278 «Комсомолец»:

«Севмаш – это уверенность. Пока есть такие верфи, будет и уверенность, что у нашей страны будут корабли и будет флот. Лично для меня это еще и школа профессионализма и патриотизма. Продолжу четверостишием: «Севмаш – это флагман, Севмаш – это сила! Севмаш – воплощенье надежного тыла. Севмаш – субмарина, плывущая вдаль. Севмаш – это люди, что крепче, чем сталь!»

Виктор Петрушин, председатель городского совета ветеранов, лауреат Госпремии:

«Севмаш – это все! Жизнь прожита с ним. Я ведь как пришел на завод, так никуда с него и не уходил, и все, что сумел сделать, построить, – все осталось здесь, на Севмаше. Память хорошо держит все события, не знаю, насколько хватит сил, времени, но постараюсь обо все дорогом и важном написать, пусть даже коротко получится. Не ради воспоминаний. Самое главное, чтобы люди, новое, молодое поколение, поняли – так, как мы работали, к сожалению, сейчас уже не работают. Мы были совсем другими - мы строили…»