Корабельная сторона
Номер от 3 декабря 2009 г.

У ОСК забирают работу?
Наш флот все «возрождается», корпорация все рождается, а заказы уходят за рубеж.

Фото «КС»
Фото «КС»

Прошлая неделя для российского флота и кораблестроения ознаменовалась двумя событиями – закладкой фрегата «Адмирал флота Касатонов» на «Северной верфи» Петербурга и очередным всплеском темы вокруг покупки вертолетоносца «Mistral» для нужд нашего военного флота. Французский корабль, к слову, на прошлой неделе прибыл с техническим визитом в Петербург и ошвартовался у набережной Шмидта, чтобы его могли осмотреть российские специалисты.

НО СНАЧАЛА о событии на «Северной верфи». Подали его широко: Россия приступает к серийному строительству фрегатов проекта 22350 для ВМФ России. Соответственным было и высокочиновное присутствие на торжественной церемонии. Но если вспомнить, что головной корабль серии, «Адмирал флота Советского Союза Горшков», был заложен еще в 2006-м и все еще продолжает строиться, а войдет в строй никак не раньше 2011 (!) года, то двухгодовалая разница между головным и серийными кораблями не может не удивлять и даже не раздосадовать. Об этом говорят эксперты, ратующие за реальное пополнение боевых порядков нашего флота. Тем паче фрегат не БПК, тем паче не крейсер, и его возможности в Мировом океане все-таки ограниченны. Заявленным морским претензиям России фрегат не помощник, тем более при таком долгострое. Другое дело вертолетоносцы – корабли многофункциональные и где-то сравнимые с авианосцами по водоизмещению.

Разговоры о покупке французского вертолетоносца, а также об организации тендера на покупку подобных кораблей в Голландии и Испании идут давно. На прошлой неделе о «Mistral» говорили уже на самом высоком уровне. 27 ноября премьер-министр Франции Франсуа Фийон сообщил, что переговоры с Россией «продолжаются и близки к завершению». В тот же день, 27 ноября, премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил о возможной дорогостоящей покупке: «По поводу «Мистраля» мы пока не решили. Мы покупатели, вы продавцы. Есть и другие конкурентные предложения. Не исключено, что будем покупать» - и продолжил: «Могу только заверить, что, если мы что-то будем покупать, мы будем применять вооружения там, где считаем нужным». Последнее касалось тех, кто озаботился тем, что Россия нацелит вертолетоносец против Грузии. Но это вопрос международной политики. Что же касается политики внутренней, экономической, то здесь у российских корабелов к своему премьеру появились вопросы.

Третий год бесконечным потоком льются слова о создании в стране ОСК – Объединенной судостроительной корпорации – гигантского производственного объединения холдингов, которое якобы выведет отечественный судострой из кризиса. К тому же идею эту время от времени подогревают фантазеры из главкомата, заявляющие о предстоящем и скором строительстве для ВМФ нескольких (!) авианосных соединений. О кораблях меньшего масштаба просто умолчим. И что же?! Слова одни, а реальные дела «с точностью до наоборот»?! Стоимость контракта на покупку «Mistral» специалисты оценивают в 900 млн долларов. Их не жалко отдать за рубеж, тогда как денег для финансирования своего судостроя России хронически недостает, высказывают свое недоумение представители ОСК.

Ничего страшного не происходит, пытаются их успокоить иные эксперты, Россия возвращается к практике покупки военных кораблей, какая бытовала в конце XIX - начале ХХ века, вспомните, где был построен наш легендарный «Варяг», другие бронепалубные крейсера и большое количество миноносцев… Но если мы такие богатые и строить Россия ничего не умеет, да и нерентабельно у нее это выходит, спрашивают их оппоненты, тогда зачем «городить огород» из ОСК?

Вот почему закладная секция «Адмирала флота Касатонова» на «Северной верфи» и реальный «Mistral» у набережной Шмидта - это как два полюса диаметрально противоположного подхода и к современному российскому флоту, и к отечественной судостроительной промышленности, отмечают обозреватели.

Олег АНДРЕЕВ