Корабельная сторона
Номер от 19 ноября 2009 г.

Без ажиотажа и нервозности
Год назад в морских рыбных портах России прошла реорганизация. Администрации морских портов приняли на себя властные полномочия на всей их территории и акватории. Управление, а значит, и ответственность за безопасность плавания и порядок в порту перешли к капитану морского (не торгового и не рыбного) порта.

 Маймаксанский рыбный порт. Учет, регистрация налажены по новой схеме. Фото Олега Химаныча
Маймаксанский рыбный порт. Учет, регистрация налажены по новой схеме. Фото Олега Химаныча

ПРИЧИНАМИ тому послужили волокита с оформлением рыбопродукции, ничем не обоснованные проверки, неразбериха в делении на торговые и рыбные территории и акватории. Закон «О морских портах в Российской Федерации», принятый в октябре 2007 года, выстроил четкую вертикаль: Министерство транспорта – Агентство морского и речного флота – капитан морского порта. Работает ли она? С таким вопросом мы обратились к капитану порта Архангельск Николаю Гуринову.

- Реорганизация коснулась и нашего порта, но в меньшей степени, чем, скажем, Мурманска. Было издано распоряжение по порядку оформления прихода-отхода рыболовных судов в подведомственных портах - Архангельске, Онеге, Нарьян-Маре, Мезени. В нем подчеркнуто, что заход и выход судов рыболовного флота имеет уведомительный характер. Заявка от судовладельца должна поступить в администрацию порта не позднее чем за 24 часа до оформления судна. Порядок включает в себя работу комиссии из представителей пограничной, санитарной, ветеринарной служб и таможни. Продолжительность ее работы не должна превышать трех часов. В период стоянки судна право на выборочный его контроль предоставлено только администрации порта, иные виды контроля не допускаются.

Год назад был упразднен архангельский филиал портового надзора Мурманского рыбного порта и была создана инспекторская группа рыбопромышленного комплекса. Насколько стали полезны такие изменения, инспектора признают сами: «Раньше, когда мы работали в филиале Мурманского порта, проверка занимала половину рабочего дня. Трудно было за один раз охватить многие важные моменты. Сегодня основную часть инспекции взяла на себя группа контроля администрации порта. Мореходность судна, нормы оборудования и снабжения, состояние навигационной и радиотехники, спасательные средства – вот неполный перечень проверки. Причем делается это несколькими специалистами и по палубной, и по машинной части одновременно. Судно охватывается полностью, инспекция проводится не в день отхода, ее результаты позволяют, опираясь на исходные данные, проводить следующую проверку, даже если она будет в другом порту».

К слову, сегодня инспектора привлекаются к выполнению обязанностей, связанных не только с промысловым флотом.

В январе 2009 года директорами и специалистами рыбодобывающих, транспортных и перерабатывающих предприятий были высказаны предложения по улучшению организации судозаходов, применять которые стали работники не только администрации порта, но и Россельхознадзора, служащие таможенных органов и погрануправления.

Наконец, выдача дипломов рыбакам. С января этого года документы плавсоставу выдаются не в Мурманске, а нашим дипломно-паспортным отделом. В администрации порта издано временное положение о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота. Оно касается плавсостава всех рыбацких специальностей. Хочу обратить внимание, что мы начали обслуживать дополнительно около трех тысяч моряков, но ни ажиотажа у плавсостава, ни нервозности в работе отдела это не вызвало.

В целом, после реорганизации прошел ровно год. Но подводить какие-то итоги, на мой взгляд, нет необходимости: идет обычная работа. За это время в нашем порту побывали 38 рыбопромысловых и рыботранспортных судов из Архангельска, Мурманска, Петербурга. Особых проблем во время их захода, стоянки и выхода не было. Надеюсь, и не будет.

Владимир СОКОЛОВ