Корабельная сторона
Номер от 29 октября 2009 г.

Забот выше ватерлинии
У кораблей и судов, как и у людей, свои судьбы: одним в жизни везет, другим нет. Буксиру-кантовщику «Беломор» выпала счастливая доля: 29 октября портовому трудяге, спущенному на воду ленинградскими корабелами в 1969 году, стукнет 40 лет.

 Вахта буксира-кантовщика «Беломор». Фото Виталия Николаева
Вахта буксира-кантовщика «Беломор». Фото Виталия Николаева

- Но до этой знаменательной даты «дядька Беломор», как его в шутку называют водники цеха 22, мог бы и не дожить. Если бы не наша «Звездочка». Построен «Беломор» по заказу Архангельского морского торгового порта и эксплуатировался там до первой половины 90-х годов прошлого века. Поскольку у порта не стало достаточной загрузки, то часть буксиров «списали на берег», т.е. поставили ржаветь у стенки, в т.ч. и «Беломор». Прознали про это наши заводские водники и делегировали в Архангельский порт своих специалистов, чтобы один из таких буксиров купить. Визит завершился удачно: портовики в 1999 году дали нам «добро» на аренду «Беломора» на пятнадцать лет, после окончания которой судно будет собственностью предприятия.

В 2000 году наша верфь без проволочек приступила к омоложению портового трудяги, контроль за которым осуществлял зам. гендиректора Владимир Штефан. Судно буквально преображалось на глазах. Восстановили донно-забортную арматуру, местами заменили часть корпуса, отладили винто-рулевой комплекс, главные двигатели, облагородили помещения. Обновлялся кантовщик в плавдоке №52 и вышел оттуда как конфетка. И сразу – за дело, да такое, что раньше и во сне не могло присниться. Швартовка, перекантовка, буксировка подводных лодок, эскадренного миноносца «Бесстрашный», рыболовного траулера «Архангельск», пограничного сторожевого корабля 494, корпусов строящейся СПБУ «Арктическая». Это далеко не полный набор заказов, которые начал обслуживать помолодевший «Беломор». С первых дней и по нынешнее время капитаном на нем - опытный водник Виктор Куницин. Тогда вместе с ним впервые поднялись на борт судна и продолжают работать сегодня старший механик Сергей Солдатенко, старший электрик Василий Тарасов, старший матрос, параллельно выполняющий обязанности боцмана, Александр Козлов, а также моторист Сергей Понкин и электрик Сергей Доценко. Команда на буксире стабильная, но пополняется и свежими силами. Три года назад здесь «ошвартовался» штурман Владислав Кузнецов, прошедший школу судоводителя в загранплаваньях. Сегодня ему капитан доверяет командование судном, когда уходит в отпуск.

Перспективному штурману руководство подразделения рекомендовало поступить на заочное отделение Государственной Морской академии им. адмирала Макарова в филиале при Архангельской мореходке. Так что через несколько лет цех водников будет иметь еще одного специалиста с высшим образованием.

Свой 40-летний юбилей «Беломор» встречает, уверенно держась на плаву. В ближайшее время у него забот будет, как говорят моряки, выше ватерлинии. Именинник примет участие в швартовных испытаниях СПБУ «Арктическая» и установки ее на «ноги». Будет сопровождать до приемного буя на заводские ходовые испытания РПКСН «Карелия». А сколько еще работ по «мелочи» предстоит выполнить на акватории предприятия!

Анатолий ПОПОВ