Корабельная сторона
Номер от 15 октября 2009 г.

На Дальнем Востоке большие проблемы
«КС» сообщала о забастовке на петрозаводском судостроительном заводе «Авангард», вызванной задолженностью по зарплате по вине заказчика. На сегодняшний день коллектив верфи возобновил работу, поверив заявлению о том, что Минобороны «уже отправило денежные средства». Кроме того, на встрече с профсоюзом «Авангарда» было принято предложение министерства труда и занятости Карелии включить завод в региональную программу по поддержке занятости населения.

Разорить и уволить

Намного тревожнее складывается обстановка на Дальнем Востоке.

1 октября, когда президент Медведев поинтересовался, как развивается судостроение в России в целом, зампред правительства Игорь Сечин доложил ему: «Мы готовим доклад о деятельности Объединенной судостроительной корпорации. На сегодняшней день завершена интеграция 37 предприятий и 3 центров судостроения и судоремонта. Наиболее сложная обстановка в области судостроения сложилась в Дальневосточном центре. Однако совет директоров ОСК подготовил концепцию по реструктуризации Дальневосточного центра, которая подразумевает объединение ряда активов, создание высокотехнологичных верфей, увеличение загрузки предприятий, в том числе при помощи привлечения нефтегазовых и рыболовецких компаний. Будем также готовить предложения в том числе по изменению законодательства для развития этой сферы».

Ранее СМИ сообщали о том, что в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске к концу этого года из-за недостаточной загрузки предприятий будут сокращены более 2 тысяч работников судостроительных заводов. Это тяжелое решение председатель профсоюза работников судостроения Хабаровского края прокомментировал так: «Сокращения персонала проводятся в связи с недостатком объема работ и финансирования по госзаказам, из-за чего структура управления предприятий меняется, часть отделов и цехов будут объединяться. Руководители предприятий уже подали в службу занятости списки профессий и пофамильные списки тех, кто планируется к сокращению».

Позднее были обнародованы более конкретные цифры по численности будущих безработных. Самые масштабные сокращения ожидаются на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Из 4400 сотрудников, которые сегодня числятся в штате верфи, будут уволены 1800 человек - инженеров, рабочих и служащих. На Хабаровском судостроительном заводе планируется сократить более 300 работников, в том числе заместителей директора, инженеров и вспомогательный персонал. Правда, при этом процедура увольнения не коснется рабочих основного производства.

К слову, премьер-министр РФ Владимир Путин в свое время назвал уникальной ситуацию с Амурским судостроительным заводом, частные акционеры которого передали за долги Сбербанку за символическую плату контрольный пакет акций – 59%. Сейчас решено передать этот пакет ОСК, то есть завод переходит обратно к государству. Правда, многим так и неясно, какую ответственность понесут «чубайсовские приватизаторы», ведь результат их деятельности очевиден – полное разорение бывшего государственного предприятия и конкретный финансовый урон отечественной экономике.

Завод «съел» сам себя

«Наша задача - не допустить массовых увольнений, потому что мы видим перспективы завода, они есть, и важно не потерять технологическую цепочку, чтобы не утратить возможность строить суда», - заявил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. По его словам, около сотни сокращаемых специалистов будут трудоустроены на авиационно-промышленное объединение в Комсомольске-на-Амуре, а люди пенсионного возраста уйдут на пенсию.

Губернатор также отметил, что на следующий год на предприятии гособоронзаказ составит около 1,2 миллиарда рублей. Еще на такую же сумму заводу необходимо найти гражданских заказов. Например, велись переговоры о строительстве на предприятии двух судов для Газпрома. Есть интерес к продукции завода у Сахалинского пароходства и Госкомрыболовства. Поэтому руководству нужно активнее искать гражданские заказы, подчеркнул Шпорт. Однако губернатор отметил, что даже при этих объемах работ персонала на заводе больше, чем необходимо, и сокращений не избежать: «В прошлом году завод был загружен работой на 15%, в этом году на 10%, но численность персонала не менялась - завод «съел» сам себя. У них растут долги по зарплате. Месяц назад долгов не было, с работниками рассчитались. Сейчас долг по зарплате составляет около 120 миллионов».

В начале октября в Хабаровске должно было пройти заседание с участием представителей судостроительной корпорации по вопросам загрузки Амурского судостроительного завода. Комментариев по поводу этого события мы пока не получали.

Олег АНДРЕЕВ