Корабельная сторона
Номер от 8 октября 2009 г.

Россия утратила потенциал
Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер в интервью радиостанции «Эхо Москвы» приветствовал намерение России приобрести французский вертолетоносец класса «Mistral».

 Вертолетоносец «Mistral». Фото «КС»
Вертолетоносец «Mistral». Фото «КС»

ЭТИ СЛОВА министра прозвучали 1 октября: «По поводу покупки между нашими странами идут переговоры. Есть определенная политическая процедура. Надо, чтобы эта процедура была выполнена, надо соблюсти эту процедуру, чтобы мы достигли политического согласия. Если это политическое согласие будет достигнуто, надеюсь, это будет хорошее приобретение», - сказал Бернар Кушнер. О каком именно политическом согласии идет речь, он не уточнил.

Вертолетоносец класса «Mistral» - многофункциональный корабль, и ранее заместитель министра обороны РФ Владимир Поповкин заявил, что Минобороны ведет переговоры с французской стороной о покупке одного или двух таких кораблей.

Правда, есть и вполне официальная информация о том, что Россия не прочь приобрести корабли подобного класса и у голландцев, и даже у испанцев. Так что вполне возможен и тендер. Но если бы дело касалось только крупных военных кораблей, которые Россия, похоже, уже разучилась строить…

Двумя неделями раньше появилась неофициальная информация о том, что министерство обороны РФ рассматривает также возможность лицензионного производства немецких подводных лодок проекта 212. Как отметили многие обозреватели, данное сообщение «выглядит весьма правдоподобно», поскольку «строительство отечественных неатомных подлодок пока идет с отставанием от графика — ввод в строй головной субмарины «Санкт-Петербург» проекта 677 откладывается из-за серьезных проблем. Еще две лодки этого проекта, «Кронштадт» и «Севастополь», заложенные в 2005 и 2006 годах, пока не спущены на воду». Между тем, несмотря на бравые заявления главкома ВМФ Владимира Высоцкого и его окружения, уже очевидно, что российский неатомный подводный флот срочно нуждается в обновлении. Затягиваются работы и по новым «анаэробным» энергетическим установкам «Кристалл-27», позволяющим резко увеличить продолжительность пребывания неатомных ПЛ под водой. А немецкие подводные лодки проекта 212 уже имеют энергетическую установку такого типа.

Впрочем, вышеназванные слухи были немедленно опровергнуты тем же главкомом Высоцким, который поспешил заявить, что речь идет не о лицензионном производстве «целых» субмарин, а лишь о закупке технологии по производству воздушно-независимых энергетических установок. Однако эти слова главкома, уже много раз расходившиеся с делом, военные обозреватели не оставили без внимания и тут же весьма резко ответили: «Заявление главкома вполне вписывается в обычный «ритуал», неизменно соблюдаемый Министерством обороны при закупках импортного вооружения: слух – его гневное опровержение – сообщение об ограниченном приобретении в ознакомительных целях – массированные закупки. При этом очевидно, что лицензионное производство немецких субмарин в нынешних условиях предполагает более чем массированный ввоз комплектующих – в противном случае освоение немецких подлодок нашим судостроением рискует затянуться до бесконечности; между тем, новые субмарины нужны… уже вчера».

Александр ПУТНИКОВ