Корабельная сторона
Номер от 1 октября 2009 г.

«Всё должно идти по нарастающей…»
В начале этой недели важное заявление для российских военно-морских сил, равно как и для российского судостроя, сделал президент Дмитрий Медведев. Произошло это на его встрече с военнослужащими, отличившимися в ходе учений «Запад-2009».

Не рано ли говорить об «авианосных системах», когда единственный авианосец «на цепях»? Фото «КС»
Не рано ли говорить об «авианосных системах», когда единственный авианосец «на цепях»? Фото «КС»

ПРЕЗИДЕНТ, в частности, сказал: «Россия должна за ближайшее десятилетие воссоздать свой Военно-морской флот. Сейчас перед нами стоит самая масштабная задача, потому что действительно значительное количество наших кораблей - надводных и подводных - сейчас уже дослуживает последние годы. Это не значит, что они не могут эксплуатироваться, но тем не менее, конечно же, надо вводить новые корабли. У нас сейчас в заделе есть и подводные лодки, и корабли. Под эту программу существуют уже заранее за¬планированные в рамках государственной программы вооружения средства. Эти средства, несмотря на финансовые проблемы, практически в полном объеме сохранены даже на этот сложный период, в 2009, 2010 и 2011 годах, но в дальнейшем это все должно идти по нарастающей».

В эти же дни, как сообщили в секретариате вице-премьера правительства РФ Сергея Иванова, выполнение поручения по созданию в России морского авианесущего комплекса станет основной темой заседания военно-промышленной комиссии. Президент Дмитрий Медведев около года назад, будучи в Североморске, поручил Министерству обороны разработать программу строительства авианосцев, чтобы приступить к их созданию уже в ближайшие годы, а главком ВМФ Владимир Высоцкий в продолжение этой темы тогда же заявил о том, что планируется создание пяти-шести авианосных групп (!) на Северном и Тихоокеанском флотах. Причем, со слов главкома, предполагается строить не просто авианосцы, а «морские авианосные системы», которые обеспечат взаимодействие кораблей, авиации, береговых объектов и космоса.

У северодвинцев по этому поводу, безусловно, имеется огромный интерес, ведь главным претендентом на получение заказов является Севмаш. Столь крупные корабли, как авианосцы, в России строить просто негде, как только в Северодвинске. Правда, за весь минувший год со дня громкого заявления главкома конкретной информации по поводу размещения будущих заказов на Севмаше так и не поступило. Объявлено было лишь о проведении научно-исследовательских работ по данной тематике.

Добавим, что у ряда специалистов отважные заявления г-на Высоцкого вызвали большие сомнения, после того как относительно недавно в СМИ всплыла тема возможной покупки Россией для своего флота вертолетоносцев французского или голландского производства. Они резонно замечают: если мы не можем сами построить вертолетоносец, а он сравним с малым авианесущим кораблем, по зубам ли «авианосные системы»?

Олег АНДРЕЕВ