Корабельная сторона
Номер от 17 сентября 2009 г.

Плыла-качалась «Яуза»…
В 1962 году корабелы Херсона специально для освоения Арктики и Антарктики взялись строить знаменитую серию из 12 крупных судов дизель-электроходов усиленного ледового класса. Головной из них получил название «Амгуэма».

 Дизель-электроход «Яуза» пришел в Архангельск за грузом. Фото из архива Олега Химаныча
Дизель-электроход «Яуза» пришел в Архангельск за грузом. Фото из архива Олега Химаныча

В ЭТОЙ ЖЕ СЕРИИ были хорошо известные теперь морякам полярного флота «Гижига», «Наварин», «Капитан Кондратьев», «Павел Пономарев» и другие. Самым знаменитым из всех, конечно же, стал «Михаил Сомов», который и сегодня служит полярникам, будучи приписанным к Архангельску, точнее, к Северному управлению УГМС. А самым «неприметным» в семействе оказался дизель-электроход «Яуза». И причина здесь в том, что это крупное транспортное судно было построено специально для моряков Северного флота, и потому особой «рекламы» ему не делали.

Вот уже более 45 лет возит «Яуза» грузы в отдаленные точки Арктики, где имеются наши военные форпосты. Каждую навигацию, и порой по нескольку раз, швартуется судно у грузовых причалов Новой Земли, доставляя сюда грузы для воинов испытательного полигона. Хорошо знают «Яузу» и в Архангельске, где она берет на борт многотонные «посылки» от Арктикснаба.

Летом этого года питерский «Вымпел» - конструкторское бюро по проектированию судов - закончил разработку технического проекта переоборудования и модернизации транспортного судна «Яуза». Здесь речь именно о североморской «Яузе». Это значит, что старый дизель-электроход должен получить вторую жизнь, чтобы и дальше служить на Севере. Так что после заводского ремонта новоземельцы его еще не раз увидят у своих причалов.

Ярослав ВОЗНЕСЕНСКИЙ