Корабельная сторона
Номер от 20 августа 2009 г.

Памятник командиру «Дианы»
Двухсотлетие связей с Россией отпраздновали в островном тихоокеанском государстве Вануату, сообщает ИТАР-ТАСС.

Шлюп «Диана» прорывается сквозь строй английской эскадры. Фоторепродукция картины Евгения Войшвилло.
Шлюп «Диана» прорывается сквозь строй английской эскадры. Фоторепродукция картины Евгения Войшвилло.

ИСТОРИЯ отсчитывается от прибытия в 1809 году на остров Тана шлюпа «Диана» под командованием лейтенанта Василия Головнина (1776-1831). Василия Михайловича и увековечили в памятнике, открытом в эти дни в столице Вануату. Бронзовый бюст на двухметровом пьедестале стоит на берегу океана. Автор его – народный художник РФ Николай Селиванов, идея торжеств принадлежит художнику Николаю Мишутушкину, живущему на Вануату. Вышла и юбилейная серия марок.

Кстати, два с половиной месяца назад отметили 200-летие еще одного события из истории «Дианы». В мае 1808 года шлюп зашел в английскую базу Саймонстаун (современная ЮАР). Но в то время русско-английские отношения резко ухудшились, и представители Альбиона задержали корабль. Плен продолжался год и 25 дней. Англичане мешали закупать продовольствие, предлагали русским за еду выполнять черновую работу... Однако командир «Дианы» не пал духом. Он составил описание Капской колонии – ценное свидетельство о Южной Африке начала XIX века. Изучил розу ветров и течения в бухте. И, искусно выбрав момент, 29 мая 1809 года приказал рубить канаты. Шлюп вышел в океан, успешно миновав английскую эскадру.

29 мая этого года в Саймонстауне российскими дипломатами и военными ЮАР была открыта памятная доска в честь 200-летия дерзкого побега. Православный священник отслужил панихиду по морякам, упокоившимся вдали от Родины. Таковых на кладбище Саймонстауна с 1809 по 1860 год было похоронено десять.

Память самого Василия Головнина увековечена монументами в Южно-Сахалинске, на его родине в Рязанской области, а также в Японии, где он был в плену в 1811-1813 годах, захваченный в ходе изучения Курил. В его честь названы географические пункты, в том числе на Новой Земле. Но думается, что не хватает в первую очередь переиздания прекрасных книг Головнина с описанием его путешествий.

Он умер в Петербурге вице-адмиралом, генерал-интендантом флота. Под его руководством построено более 200 кораблей, включая первые русские пароходы. До последних дней его отличали патриотизм, энергия и бесстрашие – и в боях и походах, и в высоких кабинетах. Вот что писал он в «Записке о состоянии Российского флота в 1824 году»: «Если бы хитрое и вероломное начальство, пользуясь невниманием к благу отечества и слабостью правительства, хотело, по внушениям и домогательству внешних врагов России, для собственной своей корысти, довести… флот наш до возможного ничтожества, то и тогда не могло бы оно поставить его в положение более презрительное и более бессильное, в каком он ныне находится».

Весьма злободневная мысль, надо сказать.

Станислав ЗЕЛЯНИН