Корабельная сторона
Номер от 6 августа 2009 г.

Севмаш и в тундре знают
Река Печора летом является главной транспортной артерией, соединяющей Нарьян-Мар с Большой землей. Строительные материалы, топливо, техника и многое другое идет великой северной рекой.

Но, как и всюду, с реформами речной флот на Печоре пришел в плачевное состояние. Лишь старанием людей предприимчивых и рисковых положение начало выправляться. Все это я увидел своими глазами и потрогал руками благодаря случаю.

Корпусник, сборщик и главный инженер

Заканчивались последние приготовления к очередному походу на Север, но как-то совсем некстати напомнил о себе недавний ушиб спины. Стоило взгромоздить на спину рюкзак с полной выкладкой, и в позвоночнике что-то отозвалось болью.

Из состояния, близкого к отчаянию, вывел меня звонок из Нарьян-Мара. Давний приятель – долго работали в одном цехе; в непредсказуемые 90-е оставил работу на Севмаше и, поколесив по нефтепромыслам Большеземельской тундры и доведя до совершенства профессию сварщика, в Нарьян-Маре открыл собственное дело.

- Степан, не найдешь толкового сборщика-корпусника? И «главного инженера» в одном лице. Выгодный заказ – ремонт баржи!

- Ну, брат, у тебя и запросы! И «Звездочка», и Севмаш испытывают голод в высококвалифицированных специалистах… Справки наведу…

Ночью долго не мог сомкнуть глаз. Обязательства перед спонсорами экспедиции давят моральным грузом и, неровен час, добьют неустойкой. Но не отправляться же с проблемным позвоночником в неизвестность! А тут – реальная возможность в короткий срок заработать. Закованная в корсетный пояс спина не должна быть помехой.

Набираю знакомый номер Нарьян-Мара:

- Юра, со своим пятым разрядом подойду тебе?..

«Из Северодвинска? Замечательно!»

Покидали в багажник-кузов Юркиного пикапа «Mitsubishi» мой увесистый багаж с талрепами, лебедками, талевкой, «болгаркой» и прочим инструментом и тут же отправились на объект. Нечего терять время: каждый день в Нарьян-Маре, включая проживание и питание, будет обходиться мне в тысячу рублей.

Открытая всем ветрам основательно проржавевшая баржа сиротливо громоздилась на непонятного рода опорах на самом берегу реки в 150 метрах от распредщита. Значит, ежедневно нам придется разматывать и сматывать около полукилометра электрических кабелей для оборудования. Да и объем работы оказался больше предполагаемого. Впрочем, что еще ожидать после тридцати лет эксплуатации! Полотно днища местами изъело коррозией до состояния дуршлага. Набор днища исковеркан, словно баржу таскали чащобой. И не развалилась вся эта конструкция лишь потому, что днище с палубой раскреплены двумя десятками деревянных распорок.

Подъехал хозяин судна.

- Иваныч, знакомьтесь: Степан Николаевич, корпусник с Севмаша из Северодвинска.

- C самого Севмаша? Замечательно! Значит, к навигации моя посудина будет на ходу.

- По моим представлениям, эта куча железа давно должна была где-нибудь затонуть, - говорю хозяину баржи.

- Так и случилось, я вот поднял.

- Может, проще точно такую же новую построить? Только успевайте металл подвозить, - подмигиваю я Юрику.

- Вот как раз с этим-то все и проблемы, - говорит Иваныч. – Только один лист железа у нас стоит 11500 руб. Так что пока подлатаем старушку.

Ностальгия корабела

Удалить прогнившее полотно днища очень непросто. При попытке вскрыть такой корпус автогеном «сэндвич» из металла и ржавчины то пузырится, то стреляет, гася пламя и оставляя «шрамы» на одежде, то плавится, словно олово. Временами и вовсе пламя рвет конструкцию. Решаем вскрывать корпус электроинструментом.

Взял в руки машинку с обрезным кругом, приложился к металлу – и с ностальгией вернулись воспоминания о заводе. В памяти прошли чередой построенные субмарины. Видно, наша верфь неискоренимо «вживляет» в человека профессию корабела.

Японская высокоскоростная машинка, оснащенная тонким обрезным диском, словно масло ножом, вспарывает корпус. Мощный инструмент, того и гляди, вырвется из рук, да, неровен час, диск пойдет с перекосом и заклинит – тогда беда. И вот в какой-то момент, будучи в весьма неудобном положении в стесненном пространстве между палубой и днищем, я не справился с норовистым инструментом. Тридцатимиллиметровый диск защемило листом днища, и он разлетелся на куски. Большой сегмент диска бумерангом начал носиться по отсеку. Я интуитивно припал всем телом к днищу, прикрывая руками голову. Спасибо, помиловала судьба.

Были и другие малоприятные сюрпризы – погодные. В один из дней работали до глубоких сумерек, но так и не завели очередную пару спаренных листов под судно. Я проронил: мол, утречком за пару часов управимся. Однако природа в наказание за самонадеянность устроила пакость: ночью крепко подморозило, следом разгулялась метель. К утру подготовленное железо было уже под двадцатисантиметровым слоем снега. Что ж, после непродолжительной оттепели – снова валенки и ватные куртки, совковые лопаты и ломы!

«И у нас так могут. Двое»

Как-то из города Печора прилетел принимать суда в зоне своей ответственности инспектор Регистра России. Он застал меня за обработкой сварного шва состыкованных листов предварительной сборки.

- Ну а брызги-то металлические после сварки зачем убираете? У нас на заводе в Печоре на такую мелочь и внимания не обращают.

- Вообще-то так по технологии положено готовить металл под покраску, - не отрываясь от работы, бросил я. Лишь потом осознал, что мой неосмотрительный выпад мог выйти нам боком, будь инспектор более самолюбив. Но нет – гость невольно похвалил:

- Красивый шов! – и добавил: - Но у нас на заводе пара сварщиков тоже так могут…

Должно быть, поймал себя на мысли, что не в меру разоткровенничался, и уже сдержанно спросил:

- Откуда будете, мужики? А, северодвинцы… Тогда мне здесь делать нечего!

Я все же предложил согласовать некоторые вопросы, которые могут разниться для морских и речных судов. Следующий раз инспектор прибыл лишь на приемку работ.

Когда отдыхаем? После работы

И вот постепенно баржа начала принимать формы вполне приличного плав-средства. Хозяин зачастил полюбоваться удачно и почти задаром приобретенной собственностью. Каждый раз ласково гладил новенькое днище посудины.

Потянулись к нам на берег и любопытствующие. Кто не поленится заглянуть под баржу, на корточках посмаливая сигаретку, кто дивится удачно сподобленной скуле (узел соединения борта с днищем). Один плюгавенький, с утра уже в непотребном виде мужичок, пожимая плечами, вопрошал:

- Мужики, вы когда-ни-и-будь отдыхаете?..

А еще спустя несколько дней Юрка, поглядывая на увеличивающуюся в размерах промоину у берега, сказал:

- Успели!

Талая вода уже начала заполнять реку. Но заказ сдан – как в добрые старые времена…

А в начале июня снова раздался звонок от Юры. Оказывается, один из «зрителей» нашей работы, главный инженер ненецкой агропромышленной компании, предлагал контракт на замену обшивки буксира.

Степан САВИН

От редакции «КС»

Постоянные читатели нашей газеты хорошо знают нашего земляка Степана Савина, мастера спорта по туризму, путешественника-экстремала, в течение ряда лет реализующего проект одиночного похода по заполярной России с запада на восток. Степан Николаевич много раз делился своими наблюдениями и переживаниями на наших страницах.

На сей раз он рассказывает о своем не туристическом, но, думается, не менее интересном опыте. Оговорим, однако, что рассказанное им относится не к текущему, а к прошлому году. Как будут развиваться события в полярной глубинке сейчас, во время пресловутого кризиса, сказать сложно…