Корабельная сторона
Номер от 30 июля 2009 г.

От ледобура до атомной подлодки
119 подводных лодок, сданных после ремонта и модернизации с участием коллектива конструкторского отдела «Звездочки», – это трудовая заслуга специалистов, их опыт и квалификация, основанные на внедрении современных образцов техники. Наконец, это удовлетворенность результатами труда, способствующая закреплению конструкторов на предприятии.

За свою историю «Звездочка» выполнила ряд судьбоносных заказов, давших развиться и конструкторскому отделу предприятия. Были и менее сложные, но не менее важные проекты. Вспомним хотя бы некоторые из них.

Сложный и напряженный этап связан с ремонтом и модернизацией атомохода «Ленин», переоборудованием и утилизацией АПЛ.

С 1970 года наряду с оборонными заказами завод стал заниматься товарами для населения. За шестнадцать лет, когда бюро товаров народного потребления входило в конструкторский отдел, в серийном производстве находилось 28 изделий - от ледобура до наборов мебели. А в конце 80-х годов завод и конструкторский отдел вместе с ним подключился к программе модернизации агропромышленного комплекса.

В разное время специалистами конструкторского отдела выполнялись разработки для нужд завода, города и области, которые впоследствии воплощались в железе. Многие из них до сих пор верой и правдой служат людям: мост через Камбалицу на Яграх, понтонная переправа через Лаю, лесопогрузочный причал на реке Мезень, зимняя понтонная переправа через Печору, лодочный причал для Сийского монастыря и катер для Соловецкого и многое другое.

С 1995 года предприятие занимается строительством морозильных траулеров. Заказчику сданы два: – «Ягры» и «Архангельск». В это же время началось строительство СПБУ «Арктическая» по заказу ОАО «Газпром», которое с учетом модернизированного варианта продолжается и сейчас.

В 2003 году предприятие получило заказ на изготовление пускового стола для космодрома в Плесецке. Пять лет назад начато рабочее проектирование большого транспортного судна по договору с Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». В 2008 году это судно спущено на воду и в октябре прошло первые морские испытания. Участие в этом проекте позволило освоить перспективные технологии, полезные для нашего предприятия; получить средства на приобретение компьютеров и специальных программ для развития системы автоматизированного проектирования; обеспечить материальную заинтересованность инженеров-конструкторов, желающих и способных выполнять сложные проектные работы.

Уже выполнены и реализованы проекты сложных морских транспортных операций: конвертовка и перегон на судоремонтный завод «Нерпа» двух плавучих контрольно-дозиметрических пунктов и специальных доковых опор; буксировка на достройку судов в порты Англии, Германии, Норвегии; транспортировка на морской барже конструкций «Asgard» и опоры приливной электростанции для Норвегии; транспортировка построенных на «Звездочке» рыборазводных заводов для Норвегии.

В настоящее время определена государственная политика в отношении ВМФ и практически решена судьба АПЛ проектов 949А, 971, 945А. «Звездочка» начинает подготовку производства к их ремонту. Не снята с повестки дня и задача ремонта крупных надводных кораблей. Хочется надеяться, что опыт, приобретенный при ремонте эсминца «Бесстрашный», не будет утрачен.

Многообразие заказов и заказчиков различных форм собственности, приобщение к западным технологиям и экономическим взаимоотношениям открывают новые возможности в трудовой деятельности инженера-конструктора, заставляют задуматься о его месте в производственной деятельности предприятия. На Западе конструктор – специальность престижная и хорошо оплачиваемая. Так что нам известна планка, к которой нужно стремиться. Правда, брать ее нужно со всем коллективом предприятия, частью которого является конструкторский отдел.

Андрей ПОЛУЭКТОВ, главный конструктор ОАО «Центр судоремонта «Звездочка»