Корабельная сторона
Номер от 16 июля 2009 г.

Последний приют «Ленинца»
В первой декаде июля участники российско-болгарской экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» окончательно идентифицировали погибшую в декабре 1942 года советскую ПЛ Л-24.

ИСТОЧНИКИ указывали как на приблизительное место гибели ПЛ на прибрежные воды болгарского мыса Шабла (Шаблер). В 1991 году Институтом океанологии Болгарии в районе этого мыса на глубине около 60 метров был обнаружен корпус подводной лодки с помощью подводного буксируемого аппарата. В прошлом году болгарские энтузиасты-дайверы провели первый предварительный осмотр корабля. Теперь, в июне и июле, русские и болгарские аквалангисты (в их числе – внук одного из погибших моряков Анатолий Василенко) обследовали лодку детально. Организаторами экспедиции выступили Российская подводная федерация и болгарский клуб «Black Sea Technical Diving» при поддержке МИД и Госдумы России.

Водолазам удалось обнаружить маркировку палубных орудий и другие признаки, безошибочно идентифицирующие корабль. Определена и причина гибели Л-24 – подрыв на мине румынского подводного заграждения: обнаружены характерные повреждения корпуса в районе третьего отсека с левого борта. Аквалангисты также проникли внутрь корабля. В центральном посту обнаружены следы разрушительного пожара – настолько сильного, что оплавились все металлические детали. Изучен машинный телеграф, который остался в положении «левая машина стоп, правая – малый вперед», сообщает агентство «Regnum». По словам руководителя экспедиции Константина Богданова, это указывает, что командир корабля капитан III ранга Георгий Апостолов знал о наличии минного заграждения и предпринимал маневры для его обхода…

На поверхность поднят аварийный буй погибшего корабля, теперь он станет музейным экспонатом. На корпусе лодки оставлены венок и табличка с именами всех 57 погибших подводников. Все люки вновь задраены, уточняют «Известия».

Теперь слово за органами власти – от них зависит достойное увековечение памяти погибших моряков и официальное объявление места гибели Л-24 воинским захоронением для запрета деятельности в этом районе, включая подводные работы.

Л-24 – минный заградитель серии XIII-38 (напомним, что два однотипных корабля – Л-20 и Л-22, начатые постройкой в Ленинграде, были достроены в 1942 году на молотовском заводе №402). Корабль был заложен в Николаеве, с началом войны переведен в Севастополь и далее в Поти, где окончательно введен в строй 6 мая 1942 года. Лодка совершила четыре транспортных рейса в осажденный Севастополь, доставив туда более 400 тонн боеприпасов, продовольствия и бензина и эвакуировав на Кавказ 26 человек. При этом только за 26-29 июня 1942 года противник сбросил на ПЛ около 300 глубинных бомб. Также корабль совершил несколько походов на минные постановки к берегам Болгарии. Один из них оказался роковым.

В годы Второй мировой войны у берегов Болгарии погибли пять советских подводных лодок: Щ-204, Щ-210, Щ-211, Л-24 и С-34. Две из них: Щ-204 в 1988 году и Щ-211 в 2003 году – обследованы российскими и болгарскими военными водолазами. Теперь к ним добавилась Л-24. Известно место гибели Щ-210, С-34 еще предстоит найти.

Евгений ЗАЦЕПИН