Корабельная сторона
Номер от 16 июля 2009 г.

С возвращением, «Юрий Долгорукий»
…Взгляды едва ли не всех находящихся на дебаркадере «Десна» уже несколько десятков минут прикованы к оконечности ягринского берега. Но вот звучит долгожданный гудок, и становится видно ограждение рубки субмарины. А спустя несколько секунд ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий» появляется в виду набережной родного для него Севмаша. Позади двадцать суток первых ходовых испытаний, погружения, проверка всех систем и их взаимодействия…

На палубе еле различимы моряки из швартовных команд, одетые в оранжевые жилеты. Сам корабль смотрится совсем миниатюрным на фоне громадины «Акулы», застывшей у пирса Беломорской базы. Непривычна глазу и форма ограждения рубки, с отрицательным углом наклона носовой части… Впрочем, головной корабль проекта 955 («Борей»), первенец четвертого поколения АПЛ, наверное, и должен выглядеть необычно. А новшества, внедренные в конструкцию корабля, понятны лишь специалистам. Корабелы лишь снисходительно поясняют, что отличия четвертого поколения от третьего не менее значимы, чем, скажем, автомобиля современного от машины начала девяностых…

Корабль неспешно производит маневры, несколько раз разворачивается и меняет курс, к дебаркадеру подходит – уже в сопровождении трех заводских буксиров – медленно, с хирургической, пожалуй, осторожностью и точностью.

ВПРОЧЕМ, скучать некогда не только участникам операции – корабелам и военным морякам, но и журналистам. Происходящее подробно комментирует заместитель генерального директора Севмаша – начальник производства военной техники Андрей Дьячков, сам опытный участник сдаточных команд, около трех лет проведший в море.

- Я испытывал порядка пятнадцати заказов, - говорит Андрей Аркадьевич. – И могу сказать, что это редкая удача – чтобы при первых же ходовых испытаниях головного корабля выявилось такое незначительное, минимальное даже, число замечаний. Тем более если учитывать, что мы 18 лет не сдавали «стратегов»… Можно сказать, что корабль выдержал эти испытания с блеском!

У заводчан нет сомнений в том, что в декабре корабль будет сдан флоту, как и предписано действующим планом. Впереди еще как минимум пять-шесть выходов в море.

Замечания, конечно, есть, продолжает заместитель гендиректора. Но все они не глобального характера, над их устранением уже ведется работа. Благодаря коллегам-журналистам из центральных СМИ на всю страну прозвучала претензия главкома ВМФ к повышенной шумности корабля – проанализирована и она. И, по словам Андрея Дьячкова, на сегодня ничто не мешает говорить, что «Борей» - стратегический ракетоносец! – по своим тактическим характеристикам не уступает многоцелевым АПЛ третьего поколения. Решения ЦКБ «Рубин», судя по первому испытанию морем, совершенно оправдывают себя. (Кстати, первую неделю на борту корабля присутствовал лично генеральный конструктор Владимир Здорнов.) Что касается популярных среди некоторых обозревателей сравнений с американскими субмаринами, то сопоставления эти не вполне корректны, полагает Андрей Аркадьевич. Участники военно-морского технологического состязания склонны порой блефовать в свою пользу, и американцы, при всей своей рекламной открытости, не исключение; объективные же данные, по понятным причинам, малодоступны.

Испытания выдержали не только системы корабля, но и люди. С лучшей стороны показали себя специалисты сдаточной команды (ответственный сдатчик Николай Семаков). Пожалуй, особенно радует, что среди них – новички. Те, кто именно на этом выходе в море выпил плафон морской воды при «посвящении в подводники» и кто спустя годы сможет занять место своих наставников. Только бы продолжилась активная, систематическая работа наших верфей! Кстати, на следующий год намечены испытания уже «младшего брата» «Долгорукого», первого серийного «Борея» - «Александра Невского».

…Но вот корабль и ошвартован. Командир военного экипажа капитан I ранга Владимир Ширин сходит по трапу на дебаркадер и рапортует заместителю главкома ВМФ адмиралу Александру Татаринову, говоря установленные слова о выполнении задач, о готовности после пополнения запасов к новому выходу в море. А заводчане уже радостно перекликаются с теми своими товарищами, кто еще находится на палубе…

Праздник сегодня на улице корабелов. Праздник посреди напряженной работы.

Станислав ЗЕЛЯНИН