Корабельная сторона
Номер от 18 июня 2009 г.

Тайны «Ленинца» и «Сталинца»
На прошлой неделе сразу две погибшие советские подлодки дали о себе знать Произошедшее, конечно же, справедливо отнести и к сенсационному совпадению – не каждый год такое происходит, - и к важному событию послевоенной истории – исследователи стали намного ближе к истине, разгадывая тайны Второй мировой.

6 ИЮНЯ в болгарском городе Каварна состоялась официальная церемония поминовения экипажа советской подлодки Л-24 (типа «Ленинец»). Корабль с экипажем из 57 человек под командованием капитана III ранга Г.П. Апостолова погиб близ болгарского мыса Шабла в декабре 1942 года. Корпус подводной лодки обнаружили поисковики совместной российско-болгарской экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы».

«Ленинец» затонул на глубине 59 метров в результате подрыва на мине. Взрыв произошел по левому борту в районе ходовой рубки, а на одном из гребных винтов имеются остатки троса, крепившего минное заграждение.

Силуэтные очертания корабля, а главное, номера на крышке его компаса, установленного на ходовом верхнем мостике, позволили однозначно идентифицировать корабль как Л-24 Черноморского флота. На леерах Л-24 рядом с ее палубным орудием теперь закреплена мемориальная доска с поименным списком экипажа погибшей подлодки. Место гибели объявлено братской могилой.

Венки от имени Российской Федерации и правительства Болгарии были доставлены катерами поисковиков на место гибели подлодки Л-24. Там же состоялась церемония поминовения павших.

Средняя подлодка Балтийского флота С-2 (тип «Сталинец») с 3 января 1940 года поначалу числилась в списках пропавших без вести, а затем, с исходом условного времени, погибшей. О самом факте гибели корабля и 50 человек его экипажа строились только догадки. Лодка участвовала в «зимней войне» с Финляндией, как утверждается некоторыми СМИ, «выполняла секретное задание командования» и стала… первой советской подводной лодкой, погибшей в ходе II Мировой войны. Теперь ее обнаружила поисковая экспедиция в… территориальных водах Швеции. Об этом было официально заявлено также на прошлой неделе.

Лодку С-2 целенаправленно искали в течение последних десяти лет, для этого использовалась специальная гидролокационная аппаратура. Известно, что перед экипажем С-2 ставилась задача пройти в Ботнический залив Балтийского моря и начать действия против финского флота. Проход в залив, разумеется, был перекрыт несколькими минными полями. Швеция не участвовала в вооруженном конфликте, но свои территориальные воды также минировала.

Результаты детального обследования корпуса С-2 свидетельствуют, что носовая оконечность подлодки сильно деформирована. Это служит основой версии, что корабль подорвался на мине. Но тогда выходит, подрыв произошел на шведской мине. Предполагается, что советская лодка «влезла» в акваторию нейтральной страны из-за навигационной ошибки - в результате недостаточного знания района плавания балтийскими штурманами. Говорят, к началу II Мировой войны карты здешних вод были неточными, а лоции отсутствовали вообще.

Олег АНДРЕЕВ