Корабельная сторона
Номер от 4 июня 2009 г.

Страницы Христофора Розенкнопса
Разложив «пасьянс» из старых фотографий, многое можно узнать. За это собрание снимков, по моему убеждению уникальных, мы должны благодарить северодвинца Александра Шанина - знатока и ценителя старинных вещей – так определим его род занятий и увлеченности. Фотографии попали к нему волею исключительного случая, аж из вологодских весей и без какой-либо «сопроводиловки», а он, распознав в них присутствие Архангельска, морской и военной темы, благожелательно предложил и мне посмотреть этот семейный альбом…

АЛЬБОМ составляли десяток совершенно разрозненных желтых, даже бурых от времени, а еще более – от конторского клея страниц с потускневшими фото. К ним прилагались еще три или четыре пачки снимков, еще более деформированных и временем, и небрежным прикосновением рук. Из этого приобретения Александра удалось отобрать порядка 130 фотографий, чтобы затем практически каждую из них реставрировать.

В моем определении «уникальные» нет преувеличения. Много ли мы знаем снимков Архангельска военной поры? Таковые лежат теперь в дальних запасниках музеев и архивов, множество раз опубликованные или задействованные в экспозициях. А главное, их наперечет, и понятно отчего – во время войны бытовали строжайшие ограничения на фотосъемку, даже для военных корреспондентов. Здесь же снимки гражданского обывателя жителя Соломбалы, имевшего в личном пользовании крайне редкую, к тому же и очень дорогую по тем временам вещь – фотоаппарат, причем пленочный. Из рассказов фронтовиков известно - всякого, кто появлялся с таким в лихолетье, подозревали ни больше ни меньше, а в шпионаже! Особенно в первые годы войны, когда дела батальные для нас складывались неважнецки. А здесь военный Архангельск, рейды, улицы, корабли, судозавод «Красная кузница», ремесленное училище, тыловой быт, несытое житье… Иными словами, есть немалый повод удивиться.

Собрание Розенкнопса – так теперь значится оно по моей архивной легенде, условной, конечно. Авторство снимков, как и принадлежность «альбома», устанавливалась долго. Для этого множество раз раскладывался «пасьянс» из уцелевших фото, соотносились даты, оставленные на многих отпечатках, сопоставлялись портреты «действующих лиц» семейной истории. Теперь с большой вероятностью назову имя человека, кто оставил нам эти страницы неизвестного Архангельска, – Розенкнопс Христофор Иоганович.

Кто он? Обрусевший немец? Или эстонец? Где он родился, чем жил, где странствовал? Эта его биография – отдельный вопрос для исследователя. Нам же известно, хотя и без 100-процентной уверенности, что Христофор Иоганович в конце 20-х или начале 30-х служил радистом на ледоколе «Красин», а потом оказался в Архангельске. Тут можно упомянуть о таком характерном выверте истории, когда немало моряков-прибалтийцев по тем или иным причинам оседали в Архангельске после революции и гражданской смуты. Кстати, на многих предвоенных фотографиях Розенкнопса запечатлено холмогорское село Кехта, его взрослые жители и детишки – это еще одна подсказка его биографам. В Великую Отечественную Розенкнопс – преподаватель ремесленного училища №2, практику вел на «Красной кузнице», жил в частном доме Соломбалы. Именно в это время Христофор Иоганович сделал большинство нашедшихся ныне фотографий.

Для сегодняшней публикации мы отобрали пять из ста тридцати с умыслом - для сопоставления сохранили надписи на них, сделанные фиолетовыми чернилами.

Вот, скажем, снимок 22 июля 1943 года – «Подсобное хозяйство судозавода». «Оттолкнитесь» от этой даты – два года и один месяц идет война, и она не так уж и далеко - немцы нет-нет да и бомбят лесозаводы и причалы Архангельска. А тут улыбающиеся, нарядные женщины…

Иностранный транспорт на Северной Двине. На баке судна установлено артиллерийское орудие. От борта к берегу направляется шлюпка с гребцами. Розенкнопс бесстрашно фотографирует. Знал ли он, чем это может обернуться?

Или вот снимок 30 августа 1944 года: Христофор Иоганович и ремесленники, точнее – ремесленницы, у грузовика. Продолговатый баллон за кабиной многим покажется странным. Еще бы! Этот автомобиль, понятное дело, не от хорошей жизни, работал на… дровах, а «баллон» являлся важнейшей частью его топливной системы.

Обратите внимание не только на первый, но и другие планы фотографий – там есть любопытные детали. Вглядитесь в лица. Многих людей сегодня уже нет с нами, но они поведают о многом читателю, умеющему размышлять.

Олег ХИМАНЫЧ