Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 23 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 21 мая 2009 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 21 мая 2009 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Развод с неустойкой

Версия для печатиОтправить статью другу
На прошлой неделе наиболее часто упоминаемой СМИ в отечественном судострое стала тема тяжбы норвежской фирмы «Odfjell ASA» и северодвинского Севмаша. Как процедура заключения контракта, так и последовавший затем конфликт в свое время имели громкий резонанс.

НАПОМНИМ о внешней стороне дела. 21 февраля 2008 года норвежский заказчик, - достаточно известная судоходная фирма «Odfjell ASA» объявила об аннулировании контракта на строительство 12 танкеров-химовозов, строить которые еще в 2004-м подрядился Севмаш. Общая сумма контракта – 544 млн долларов. Три месяца назад из уст норвежцев прозвучало обвинение в том, что якобы северодвинские корабелы допустили просрочку исполнения заказа, а также потребовали дополнительных средств. В ответ пресс-служба Севмаша распространила сообщение, к котором выразила недоумение обвинением в преднамеренной задержке исполнения контракта, поскольку коллектив верфи добросовестно исполнял обязанности по строительству судов. Тогда же прозвучала мысль о том, что «навязанное заказчиком положение контракта о фиксировании цены 2004 года на весь период строительства 12 судов вызвало недостаток финансовых средств, а переговоры об установлении справедливой цены к результату не привели. Суда будут выставлены на продажу по рыночной стоимости, что позволит выйти на безубыточность проекта». Норвежцы за словом в карман не полезли и объявили, что будут добиваться возмещения понесенных убытков.

СМИ нарекли случившееся международным скандалом и обсуждают возможные причины случившегося. У обозревателей имеются две полярные точки зрения по поводу виновности сторон. Одни утверждают, что норвежцы якобы «разместили заказ в России в целях получения односторонней выгоды, а отнюдь не руководствуясь благими намерениями поддержать российских судостроителей». Как аргумент в пользу этой версии говорится о том, что в гражданском судостроении по заказам иностранных фирм Севмаш не новичок и до настоящего времени ни один из контрактов не был расторгнут.

«Odfjell ASA» тоже новичком не назовешь, но в контракте настораживала фиксированная цена на строительство судов всей серии. «Однако, полагаясь на международную практику реализации подобных «фиксированных» контрактов, экономисты Севмаша, возможно, рассчитывали на гибкость заказчика в решении проблемы ценообразования», - предполагает «Правда.ру».

Газета «Коммерсант», предположила, что при согласовании стоимости норвежцы ссылались на проект танкера-продуктовоза, спецификация которого менее затратна, нежели танкера-химовоза. Поэтому цена одного судна оценивалась в $40 млн при реальной цене около 60 млн долларов. Менеджеры «Odfjell ASA», видимо, не сочли нужным сообщить новым партнерам о грядущем повышении цен на судовое оборудование. И скорее всего, уже через несколько месяцев после заключения контракта Севмаш вынужден был закупать комплектующие по более высокой цене, чем та, что была зафиксирована в контракте. По информации «Коммерсанта», северодвинской верфи после разрыва контракта предстояло вернуть норвежскому банку «Eksportfinans» 60 млн долларов и еще 30 млн долларов авансовых платежей - компании «Odfjell ASA».

Однако есть и прозрачные намеки на злокозненность норвежцев – дескать, в случае с Севмашем «дал сбой механизм реализации контрактов «Odfjell ASA» на иностранных верфях», в обвинительном тоне предполагает «Правда.ру» и, припоминая фирме некие финансовые провалы и некую преднамеренность, выстраивает свою версию: «Конфликт с российским заводом не первый в истории компании. Ранее «Odfjell ASA» размещала заказы на строительство судов в польском Щецине и на корейском «Samsung». Схема была та же самая: изначально стоимость контракта оказалась ниже рыночной.

КОГДА возникли проблемы с финансированием, верфи вынуждены были достроить суда за счет дотаций государства. Благо практика дотирования развита во многих странах. С одной стороны, это позволяет судостроительной промышленности оставаться на плаву, но с другой - страна фактически вкладывает деньги в строительство судов под чужим флагом. Возможно, норвежцы планировали использовать эту схему и в России. Однако система господдержки судостроения у нас только начинает выстраиваться, и ни о каких дотациях речи быть и не могло».

«Norge.ru», «Dagens Noringsliv», а за ними и «Pravo.ru» приводят слова генерального директора «Odfjell ASA» Терье Сторенга: «Наша компания работала со многими верфями — польскими, японскими, корейскими, но мы впервые столкнулись с таким ведением бизнеса, который демонстрирует Севмаш. Севмаш не отдает себе отчета в том, что это был именно коммерческий проект». К слову, ранее представители «Odfjell ASA» выразили надежду, что все спорные вопросы удастся решить за столом переговоров.

Однако нелицеприятные вопросы есть и к Севмашу. Ряд СМИ формулируют их так: есть строгие правила рынка, и оправдываться тем, что менеджмент рассчитывал на некую гибкость заказчика в решении проблемы ценообразования, - значит просто расписаться в своем непрофессионализме. Есть и более жесткие суждения: о возможных последствиях нужно думать перед тем, как подписывать контракт, и просчитывать все варианты. Тем более что фиксированная цена настораживала с самого начала. Закон капитализма: если понадеялся, не просчитал, то проигрыш обеспечен. А проигравший, как говорится, плачет.

Областная газета «Правда Севера» пишет: «Не вдаваясь в детали возникшего конфликта между партнерами, все же зададимся принципиальным вопросом: как могло случиться, что норвежцы навязали невыгодные для северодвинцев условия по фиксированию стартовой цены контракта? Выходит, претензии логично следовало бы предъявлять к тогдашнему менеджменту Севмаша, к тем его управленцам, которые почему-то согласились пойти на заведомо неоправданный для предприятия финансовый риск. Видимо, благодушно надеялись на снижение растущего курса рубля по отношению к доллару».

Итак, конфликт вступил в правовую сферу. Норвежцы требуют от Севмаша компенсации в 100 млн долларов. Дело сложное, говорят юристы, и решение арбитражного стокгольмского суда ожидают осенью этого года.

Олег АНДРЕЕВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Не протиснулся к морвокзалу  |  Злая вода  |  «Open 800» в открытом море  |  Гражданка – та еще выдра!  |  Амбарные замки Гименея  |
Наше дело   Белоснежка и семь центров  |
Регион   Флотом верховодят уголовники?  |  «Адмиралтейские» набирают темп  |  Завоз готов к старту  |  Снова невыплаты зарплаты  |  Союз «Saipem AS» и Севмаша  |  В несколько строк  |  Развод с неустойкой  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Май 2009
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com