Корабельная сторона
Номер от 7 мая 2009 г.

Хотим поднимать суда!
1 октября 2007 года указом президента РФ архангельский судоремонтный завод № 176 был присоединен к северодвинской «Звездочке». В составе федерального судоремонтного холдинга СРЗ обрел второе дыхание, а ведь судьба его могла сложиться по-иному, считает директор завода Николай ВАСЬКОВ.

- НИКОЛАЙ Николаевич, во времена не столь отдаленные 176-й, что называется, лежал на боку – ожидал банкротства…

- Разбираясь в этой теме, я выяснил, что в 2007 году семь из девяти предприятий управления судоремонтных заводов Минобороны были обанкрочены в течение трех месяцев. Вопрос: неужели все они были столь безнадежны? Не верю…

- Архангельскому судоремонтному удалось этого избежать. Хотя на территории бывшего СССР ни одно банкротное предприятие не вышло из этого состояния самостоятельно. Как вам это удалось?

- Когда говорят, что государство управляет хуже, чем частник, я с этим не могу согласиться, глядя на северодвинские предприятия оборонного комплекса: Севмаш, «Звездочку», «Арктику», «Онегу» - тем более.

СРЗ № 176 остался на плаву во многом благодаря «Звездочке». Северодвинский завод взял под крыло банкротное предприятие с массой долгов, которые и оплатил - 12,5 миллиона рублей. Передал сюда некоторые заказы - производства здесь просто не существовало.

- Если говорить об экономике предприятия, какие тенденции прослеживаются?

- В 2008 году вышли на оборот в 90 млн рублей, в 2009 году эту цифру увеличим если не в два раза, то около того. А начинать пришлось фактически с нуля. С формирования нового трудового коллектива. Сегодня на СРЗ № 176 работает около двухсот человек. Когда я пришел на завод, в штате значились тридцать рабочих. За два года состав трудового коллектива сменился раза три.

- С чем это связано, Николай Николаевич?

- Кто-то, узнав о том, что завод теперь принадлежит северодвинской «Звездочке», приходил сюда за дармовыми деньгами или перезимовать, а там, мол, посмотрим. Эти люди ушли, и на их место пришли те, кто может, а главное, хочет работать. Молодежь после армии пришла! Да, неопытная, но с горящими глазами и хорошими руками. Это видно по отношению к работе мальчишек. На сегодняшний день текучки кадровой мы уже не наблюдаем. Более того, на работу к нам не устроиться. Сегодня вот человек пятнадцать с этим вопросом приходили. Увы, вакантных мест пока нет.

- Вам все производства удалось загрузить? И все ли заказы СРЗ профильные?

- Заказы – это работа, поэтому, даже если заказ непрофильный, мы все равно ему рады.

Взять хотя бы дизельное производство. Загрузку для него мы нашли в том числе и у энергетиков: ремонтируем и осуществляем сервисное обслуживание дизелей, обеспечивающих теплом и светом близлежащие деревни. Специально для этого организована передвижная бригада.

- Ну а все-таки что с профильным производством?

- В 2009 году завершили сложный доковый ремонт частного теплохода «Наутилус», который ходит по Белому, Карскому и Баренцеву морям. Уже он предъявлен морскому регистру. По заказу «Звездочки» изготавливаем водомет, на производстве которого задействовано девяносто процентов завода.

- Знаю, что впервые за двести лет на соломбальском судоремонтном не только ремонтируют, но и строят суда. Точнее, баржу для государственного предприятия «Арктикуголь». Можно поподробнее об этом проекте?

- В декабре прошлого года завод выиграл конкурс на строительство самоходной баржи для ФГУП «Государственный трест «Арктикуголь». Судно длиной 24 метра, шириной 5,2 метра и грузоподъемностью 60 тонн. Основной объем работ по барже выполнен, поэтому сдать ее заказчику мы планируем уже в июле текущего года. Кстати, строит ее в основном наша молодежь. Днем строит, вечером здесь же, на территории завода, садится за парты и учится-разбирается, что и как нужно делать. Помогает опять же «Звездочка», отдел главного сварщика обучает и аттестует молодых рабочих под военную приемку, морской-речной регистр.

- Простите за слишком традиционный вопрос: кризисные явления на СРЗ № 176 как-то сказались?

- Конечно. Впрочем, к трудностям экономического свойства над давно не привыкать. Практически перестали поступать заказы от местных речников – именно этот факт мы расцениваем как кризисный. Поэтому и ищем заказы за пределами Архангельской области. Участвуем в конкурсах по гособоронзаказу, коммерческих тендерах. И, несмотря ни на что, планируем в этом году повысить заработную плату заводчан.

- После того как сдадите баржу для предприятия «Арктикуголь», планируете ли продолжить строительную тему?

- Безусловно, планируем. Уже готовим материалы для участия в четырех конкурсах на постройку небольших, но более энергоемких судов: спасательных, кантовщиков.

Сейчас мы активно сотрудничаем с НИПТБ «Онега», которое помогает нам оборудовать более современный подъемник. Хотим поднимать суда грузоподъемностью до двух тысяч тонн. Если получится, это будет большим шагом вперед.

Записала Ольга СОЛОВЬЕВА